Изобразительное искусство
Своей экзотичностью и красотой Кавказ всегда привлекал к себе внимание многих творческих людей. Ранние работы известного русского художника В. Верещагина тоже были связаны с Кавказом, чьи причудливые пейзажи, удивительная архитектура и экзотический быт горцев вдохновили его на творческие поиски, в результате которых появились путевые заметки с подробным описанием быта и нравов кабардинцев. В творчестве другого русского художника Г. Гагарина также особое место занял адыгский цикл («Кабардинец», на фото), «Собрание черкесских князей», «Горцы-адыги на побережье Черного моря», «Черкесы сидят в засаде», «Уздень или благородный черкес Большой Кабарды», «Черкешенки» и др.). Являясь офицером царской армии, мастер кисти не скрывал свою симпатию к горцам: он изобразил их не кровожадными головорезами, какими обычно представляют врагов, а благородными рыцарями со своими понятиями о мужестве и чести. В своих альбомах «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа» (последний вышел в 1857 г. в Париже) Г. Гагарин представил национальные костюмы горцев и горянок, а также удивительную природу Кавказа.
Еще в дореволюционный период основы формирования изобразительного искусства Кабардино-Балкарии были заложены русским художником М. В. Алёхиным. Значительный вклад в развитие изобразительного искусства республики внесли приехавшие из разных уголков многонациональной страны художники И. Смольянинов, И. Балицкий, М. Ваннах, И. Глуховцев, В. Жариков, В. Кочергин, М. Горлов, а также уроженцы республики В. Плотников, С. Сорокин и др. Плодотворно трудились художники Н. Третьяков, П. Пономаренко, Э. Левандовская, В. Овчинников, С. Мамонова и др. В республике, кроме живописи и графики, развивалась скульптура (А. Дурнев «Портрет рабочего» и др., В. Славников «Музыканты», «Портрет Заурбека» и др.). Особое место в творчестве А. Полякова, уроженца г. Иваново и впервые приехавшего в тридцатилетнем возрасте в Кабардино-Балкарию, занял нартский эпос кабардинцев и балкарцев. После серьезного изучения этих древних сказаний, мастер создал серию удивительных работ, а его пейзажи и декоративные композиции напоминают палехские росписи.
Алехин Митрофан Васильевич (1857-1935, на фото) – живописец. Родился в Курской губернии. В 1888 г. с серебряной медалью окончил Петербургскую академию художеств. Стал активным последователем учения Л. Н. Толстого, за что и подвергался преследованиям полиции. В 1895 г. был сослан царским правительством из центральной России в слободу Нальчик Терской области (ныне – г. Нальчик), в которой прожил до своей кончины сорок лет. Всё творчество «первого проводника традиций русской живописи» отличалось глубокой народностью. М. Алехин не только создал целый цикл интересных работ, но и обучил искусству живописи многочисленных учеников в школах и в педагогическом техникуме г. Нальчика. В его портретных работах («Мальчик-горец», «Портрет девушки», «Автопортрет») и пейзажных картинах («Туманное утро», «Улица в с. Александровка», «На водопое» и др.) проявились самобытность и тонкий психологизм талантливого художника. Многие свои картины он подарил людям просто так, из соображений чести и совести. Более шестидесяти его работ хранятся в фондах музеев Кабардино-Балкарии. Поле смерти художник был похоронен на старом кладбище г. Нальчика (на ул. Пятигорской, возле Симеоновской церкви). Но его могила не сохранилась, на месте кладбища построены жилые дома. На фото – «Горско-еврейская девушка». Художнику позировала шестнадцатилетняя Надежда Акимовна Ифраимова, будущая жена первого горско-еврейского просветителя, педагога К. Гилядова.
Ваннах Михаил Александрович (1908-1997, на фото) – живописец. Родился в г. Омске. В 1931 г. окончил художественную студию при Пензенском художественном училище, в 1940 г. – Центральные заочные курсы рисунка и живописи в г. Москве. В 1935 г. переехал в г. Нальчик. Активно участвовал в создании Союза художников в Кабардино-Балкарии. С 1930 г. – участник республиканских, региональных, российских, всесоюзных выставок. С 1948 г. – член Союза художников СССР. В 1941-1945 гг. воевал на фронтах Великой Отечественной войны. За боевые заслуги награжден орденами и медалями. После войны вернулся в г. Нальчик, руководил изостудией в республиканском Дворце пионеров. Персональные выставки прошли в городах Нальчике и Москве (1946, 1965, 1970, 1978, 1985, 1995). Основным жанром художника стал пейзаж. Во время своих путешествий он на небольших картонных листах рисовал этюдные материалы, а потом в мастерской на их основе создавал полноценные картины. Из огромного количества этюдов автор составил циклы «Север», «Юг России», «Урал», «Прибалтика», «Средняя Азия», «Украина» и др. Но основу многолетнего творчества мастера кисти составила тема Кавказа и его красивейшего уголка – Кабардино-Балкарии («На перевале», «Горы и люди», «У подножия Чегета», «Альпинистские тропы», «Путь к вершине» и др.). Художник работал и в жанре портрета («Г. Степанов», «Ш. Тенешев», «Г. Чехрадзе», «И. Кахиане» и др.). За успехи в области изобразительного искусства награжден орденом «Знак Почета» (1957), присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель искусств КБАССР» (1960), «Заслуженный художник РСФСР» (1981). На фото – «Утро в горах», «Эльбрус при восходе солнца».
Глуховцев Александр Ерофеевич (1910-1998, на фото) – художник, график. Родился в станице Махошевской Краснодарского края. В 1932 г. окончил архитектурно-строительный рабфак в г. Москве. Участник Великой Отечественной войны, был начальником партизанского отряда «За Родину» на Кубани. Награжден медалями «Партизану Отечественной войны», «За оборону Кавказа», «За победу над фашистской Германией», «За доблестный труд в Отечественной войне». После освобождения г. Краснодара возглавил правление Краснодарской организации Союза художников. С 1935 г. – участник краевых, зональных, республиканских, всесоюзных, российских выставок, с 1959 г. – международных конкурсов искусства книги. Персональные выставки прошли в городах Новороссийске, Краснодаре и Нальчике (1947, 1950, 1972, 1995). Успешно работал в книжной иллюстрации – сотрудничал с издательствами Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара, Нальчика, Орджоникидзе (ныне – Владикавказ), Махачкалы. Проиллюстрировал около двухсот книг, в том числе «Адыгейские сказки», «Корейские сказки», «Калмыцкие сказки», произведения русских классиков Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Пушкина, писателей Кабардино-Балкарии. Драматически сдержанные и вместе с тем задушевно-поэтические иллюстрации А. Глуховцева к рассказу М. Шолохова «Судьба человека» были удостоены диплома I степени Всесоюзного конкурса на пятьдесят лучших по художественному оформлению и полиграфическому исполнению книг и диплома Всероссийского конкурса на двадцать пять книг за высокое качество художественного оформления. Награжден бронзовой (1961) и двумя серебряными (1962) медалями ВДНХ. За заслуги в области изобразительного искусства присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» (1966). За особые заслуги в создании лучшего учебника для национальных школ вручен «Диплом Почета». На фото – «Али Шогенцуков. Мадина», «Шолохов. Судьба человека».
Горлов Михаил Михайлович (1954, на фото) – живописец, книжный график, художник-оформитель, монументалист, поэт. Родился в станице Расшеватка Ставропольского края. С 1954 г. живет в г. Нальчике. В 1971 г. окончил Нальчикскую детскую художественную школу, в 1979 г. – Чебоксарское художественное училище. С 1975 г. – участник республиканских, зональных, всероссийских, международных выставок. С 1984 г. – член Союза художников РФ. Персональные выставки прошли в г. Нальчике (1993, 1994, 2009). Внёс весомый вклад в книгоиздание Северного Кавказа и в литературу о Кавказе. Им разработаны и проиллюстрированы альбомы, многотомные серии и отдельные книги: серии «КЛИО» («Кавказский литературно-исторический Олимп»), «Антология ингушского фольклора», «Знаменитые люди Кавказа»; «Адыгэ хабзэ» С. Мафедзева (альбом на русском языке), «Чеченские песни о кабардинцах», «Тимбора Кубатиевич Мальбахов. Речи, статьи, письма», «Антология балкарской поэзии», «Антология кабардинской поэзии», «Женское лицо Кабардино-Балкарии» и многие др. Некоторые из этих изданий удостоены различных государственных и общественных наград. Одной из последних творческих разработок автора стала книжная серия «Черкесика». Его работы находятся в собраниях Министерства культуры РФ, Российской национальной библиотеки, Лондонской национальной библиотеки, Библиотеки Конгресса США, в частных собраниях в РФ, Польше, Германии и др. Награжден дипломом Художественного фонда Союза художников РСФСР (1990), поощрительным дипломом ЮНЕСКО и Министерства культуры РФ на фестивале «Нартский эпос – 2000» (2000), Почётной грамотой Министерства печати и информации КБР (2004), медалью Ассамблеи народов России «За доблестный труд» (2004), премией и Дипломом лауреата Международной Черкесской Ассоциации (2006), Почётной грамотой Парламента КБР (2007), Дипломом ЮНЕСКО и Академии художеств России (2009), Дипломом и премией Федерального архивного агентства в конкурсе научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии за 2008-2009 гг. (2009), золотой медалью Национального Артийского комитета России (2010) и др. Присвоено звание «Академик Международной академии творчества» (2008). За достигнутые успехи и многолетний добросовестный труд удостоен почетного звания «Народный художник КБР» (2014). На фото – «Эскиз ненаписанного стихотворения», «М. Ю. Лермонтов. Кавказские поэмы» (из серии «Черкесика»).
Колкутин Андрей Борисович (1957, на фото) – живописец. Родился в с. Смоляниново Приморского края. В двухлетнем возрасте мать привезла его в г. Нальчик. Учился в изостудии при Доме пионеров, которой руководил знаменитый художник Андрей Лукич Ткаченко. После восьмого класса поступил в художественную школу при Ленинградском академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, затем окончил сам вуз. После нескольких лет работы в г. Фрунзе, вместе с семьей вернулся в г. Нальчик. С 1982 г. – участник республиканских, зональных, российских, всесоюзных и международных выставок. С 1987 г. – член Союза художников РФ. Несколько персональных выставок живописца прошли в г. Нальчике, в Центральном Доме художника г. Москвы. Основными темами его картин, представляющих собой синтез супрематизма, русского лубка и иконописи, стали сценки из провинциальной жизни («Торговка семечками», «Пасха», «Дурак на поминках» и др.), библейские сюжеты и др. В последние годы в творчестве мастера появился новый жанр – деревянная скульптура (на фото – «Святой Алексей»). Его работы пользуются большой популярностью за рубежом – выставки художника прошли во многих городах мира (Софии, Пекине, Париже, Кортрейке (Бельгия), Иерусалиме, Киеве и др.). Картины представлены в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Волгоградской картинной галереи, Тульского художественного музея и в частных зарубежных коллекциях. За заслуги в области изобразительного искусства присвоено почетное звание «Народный художник КБР» (2010). На фото – «Игроки».
Кочергин Владимир Васильевич (1940-2018, на фото) – живописец. Родился в г. Игарке Красноярского края. После окончания школы-интерната для глухонемых детей учился в политехникуме при Ленинградском восстановительном центре Всероссийского общества глухих (ВОГ). В 1974 г. окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С этого года его творческая биография была связана с Кабардино-Балкарией. С 1977 г. – член Союза художников СССР. С 1979 г. – участник республиканских, Юга России, всесоюзных, всероссийских и международных художественных выставок. Работы экспонировались на выставках, организованных Всемирной федерацией глухих в Германии, Австрии, Румынии, Польше и Финляндии. Персональные выставки прошли в г. Нальчике (2000, 2004). Пишет портреты и пейзажи. В частности, важное место в творчестве художника занимает пейзаж Кабардино-Балкарии и цикл о старом Нальчике. Его работы находятся в фондах музеев РФ, в частных зарубежных коллекциях. За заслуги в области изобразительного искусства присвоено почетное звание «Народный художник КБР» (2005). На фото – «Старый новый Нальчик», «Бывшая местная церковь. Нальчик».
Мамонова Светлана Григорьевна (1960, на фото) – художник, единственная в Кабардино-Балкарии женщина-скульптор. Родилась в г. Тырныаузе. В 1979 г. окончила Нальчикское педагогическое училище, в 1983 г. – отделение скульптуры Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого, в 2001 г. – Высшую школу классической астрологии (ВШКА, г. Москва). В период учебы в г. Москве в течение двух лет посещала вечернюю изостудию под руководством Н. Г. Кончука. С 1989 г. – член Союза художников РФ. Член Международной ассоциации изобразительных искусств (АИАП ЮНЕСКО). С 1983 г. – участник республиканских, зональных, всероссийских художественных выставок, а также международной выставки в г. Париже (Франция, 1999). Персональные выставки «В поисках божества» (1996), «Свет и Тень» (2013) прошли в г. Нальчике. Художественные и философские идеи, определившие основной путь творческих поисков художника, получили свое воплощение в многочисленных произведениях станковой живописи маслом (портреты, натюрморты, жанровые композиции), станковой скульптуры в различных материалах (дерево, камень, бронза, керамика, гипс), прикладного искусства (декоративные панно, резные иконы, керамика), графические рисунки в пастели, угле и сангине. В скульптуре («Троица», «Спаситель», «Солнечный дождь» и др.) автор достигла органической нерасторжимости используемого материала и объемности форм образа. В её иконописи («Христос милосердный», «Богоматерь Оранта») прослеживаются традиции византийской и южнорусской церковной живописи. Важное место в творчестве художника занимают психологический портрет («Владимир Соловьев», «Католикос всех армян Вазген I», «В. Вороков», «В. Котляров», Портрет бабушки» и др.) и натюрморт («Бабье лето», «Полевые цветы», «Осенний натюрморт», «Натюрморт», «Фрезии» и др.). Работы находятся в фондах Музея изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко (г. Нальчик), в частных коллекциях в РФ и за рубежом. За отличную работу на 6-й зональной художественной выставке «Советский Юг – 84» Секретариатом Правления Союза художников РСФСР объявлена благодарность (1984). Нальчикским городским Советом женщин присвоено почетное звание «Женщина года г.о. Нальчик – 2012» в номинации «Служение музе». На фото – «Христос милосердный», «Натюрморт».
Плотников Василий Иванович (1928, на фото) – живописец. Родился в г. Нальчике. Был вольнослушателем Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Еще подростком участвовал в строительстве защитных сооружений и баррикад, что было так необходимо в период обороны Кабардино-Балкарии от вражеского нашествия. Награжден «Медалью за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». С 1952 г. – участник республиканских, зональных и всесоюзных выставок. С 1967 г. – член Союза художников СССР. В 2010 г. в Фонде культуры КБР состоялась персональная выставка. В том же году за вклад в изобразительное искусство России и в связи с 65-летием Победы был награжден «Серебряным нагрудным знаком ВТОО «Союз художников России». Творчество художника, наполненное романтикой реализма, отразило вторую половину ХХ в. и стало серьезной частью культуры Кабардино-Балкарии и России. Прославляя творческих людей республики, мастер кисти написал портреты Ю. Темирканова, Т. Зумакуловой, А. Сундукова и др. Также работал в жанре пейзажа и натюрморта. За достигнутые успехи и многолетний добросовестный труд присвоено почетное звание «Заслуженный деятель икусства КБР» (2017). На фото – «Дирижер Ю. Темирканов», «Натюрморт».
Сорокин Сергей Викторович (1973, на фото) – художник. Родился в г. Нальчике. В 1981-1988 гг. учился в Детской художественной школе г. Нальчика. В 1995 г. окончил Ленинградское художественное училище им. В. Серова (с 1992 г. – Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха), в 2001 г. – факультет живописи (мастерская профессора С. Д. Кичко) Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (с 2001 г. – Императорская академия художеств). В 1996 г. впервые экспонировал свои работы на выставке-конкурсе «300 лет Флоту России» и получил Первую премию. С 2002 г. – участник республиканских, региональных, российских и зарубежных выставок. С 2005 г. – член Союза художников РФ. В живопись Кабардино-Балкарии вошёл как художник, воспитанный на традициях русского реалистического искусства. Он стремится поймать кистью тончайшие изменения в состоянии природы – влажность воздуха, порывы ветра, прозрачность солнечного дня, магическую таинственность сумерек и т. д. Полотна художника – это пейзажи-настроения, пейзажи-новеллы, в которых через живописно-пластическую стихию цвета он передаёт сложную гамму человеческих чувств, переживаний и впечатлений. Является автором монументальных росписей. На фото – «В саду», «Крыши».
Жариков Валерий Викторович (1946, на фото) – ювелир, мастер-оружейник. Родился в г. Риге (Латвия). В 1946 г. его семья переехала в г. Нальчик. В 1975 г. окончил инженерно-технический факультет КБГУ и параллельно – Курсы ювелиров Учебно-производственного комбината Министерства бытового обслуживания КБАССР. До 1979 г. работал инженером-технологом на Нальчикском приборостроительном заводе, с 1980 г. – научным сотрудником Республиканского краеведческого музея. В 1983 г. стажировался во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря (г. Москва). С 1985 г. профессионально занимается изготовлением авторского холодного художественного оружия, имеет ряд публикаций, в том числе и за рубежом. Участник многочисленных выставок. С 2000 г. – член Союза художников РФ, с 2005 г. – член Гильдии мастеров-оружейников РФ, с 2010 г. – действительный член Международной Академии творчества. Награжден Почетной грамотой Министерства культуры КБАССР (1983), Дипломом Министерства культуры КБР (2001), Благодарностью командира Президентского полка генерал-майора О. Галкина (2006), Благодарностью Тульского государственного музея оружия (2007), Благодарностью Нижегородского государственного художественного музея (2008), Благодарностью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московского Кремля (2008), Благодарностью министра культуры РФ (2010), Благодарностью Гильдии мастеров-оружейников (2010), Дипломом Московской выставки «Арсенал» (2011), Дипломом Министерства культуры КБР (2012), Орденом Франца Бирбаума, учрежденным Мемориальным фондом Фаберже, с присвоением почетного звания «Главный мастер» (2013), Орденом Карла Фаберже (2014). За достигнутые успехи и многолетний добросовестный труд присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств КБР» (2016). Произведения мастера находятся в частных и музейных собраниях в России и за рубежом. С 2005 г. живет в г. Москве. На фото – «Кинжал Кундан», «Коробочка для чая».