Танцы

Истоки национального хореографического искусства народов Кабардино-Балкарии восходят к глубокой древности. Но наибольшее развитие оно получило только с установлением советской власти в ХХ в. Оттачиваясь веками, балкарская хореография выработала новые исполнительские формы и приемы. В танцах нашли отражение образ жизни, героика наездничества, чувство достоинства, гордость и самообладание народа. Танцы были сольными и массовыми и исполнялись в сопровождении гармоники и национальных музыкальных инструментов. К основным национальным танцам относились «Тюз тепсеу», «Тёгерек тепсеу», «Санрак» («Сандыракъ»), «Абзех», «Шинтик оюн», «Голлу тепсеу» (коллективный круговой мужской танец), «Солман» (групповой мужской танец, сопровождаемый песней сатирического содержания). Свадебными танцами считались «Сюзюлюп» (плавный), «Бирге» (вместе), «Зурнукла» (журавли), «Бармакъла» (на носках), «Асланбий» (танец льва) и др. Женские танцы отличались плавностью и мягкостью движений, грациозным изяществом и подчеркнутой скромностью. Мужским танцам, наоборот, была присуща динамика, ловкость и строгая красота, более резкие движения и в то же время почтительная обходительность с женщинами. За соблюдением этикета во время исполнения танца наблюдал бегеуюл – распорядитель, который мог оштрафовать или же удалить любого, кто нарушал установленный порядок (нельзя было оставлять партнершу в середине танца, произносить непристойные слова, грубить, громко смеятья и т. д.).

Огромную роль в развитии танцевального искусства Кабардино-Балкарии сыграл М. Ульбашев. Под его руководством за короткое время Государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Балкария» (на фото 1 и 2)Государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Балкария»Государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Балкария» добился больших успехов и завоевал главные призы многих фестивалей. В 1990 г. он стал лауреатом первого международного фестиваля кавказских народов «Нартаа» в г. Сухуми (Абхазия) и получил главный приз «Золотой шлем». В декабре того же года коллектив ансамбля стал лауреатом премии Ленинского комсомола КБР. В 1991 г. он был удостоен диплома Международного фестиваля тюркоязычных народов, прошедшего в Турции. В 1993 г. с триумфом прошли гастроли ансамбля в Голландии, Польше и Германии. Большое европейское турне стало еще одной незабываемой страницей в истории «Балкарии». В 1995 г. ансамбль представил искусство Кабардино-Балкарии на Всемирном фестивале фольклора во Франции, в 1997 г. – в Бельгии и Германии, он также украсил концертную программу, посвященную празднованию 850-летия г. Москвы. Его искусством восхищались во многих городах России – в Казани, Ульяновске, Челябинске и др. По замыслу и воплощению репертуар ансамбля всегда подтверждал имидж «Балкарии» как фольклорно-этнографического коллектива. В его концертной программе нашли отражение старинные народные танцы «Тюз тепсеу», «Асланбий», «Абзех», «Сандыракъ», а также шуточные номера, ритуальные картинки, образы горского быта и др.

Художественным руководителем и главным балетмейстером танцевального коллектива, после ухода из жизни М. Ульбашева, стал Хасан Кудаев, который, не изменяя традициям великого балетмейстера, внёс в работу ансамбля ряд новшеств. Знаменитый ансамбль «Балкария» вырастил десятки мастеров сцены, многим из которых присвоены почётные звания заслуженных артистов КБР (Л. Караева, Ф. Теммоева, О. Журтубаева, Т. Бозиева, Р. Багиров, М. Толбоев, А. Биттуев, М. Аппаев и др.). В его современный состав ансамбля входят И. Жанатаева, А. Махиев, М. Мирзоев, И. Асанова, Э. Боттаева, И. Нотова, Л. Гуртуева, Р. Мусукаев, Б. Жашуев и др. В 2015 г. за вклад в развитие танцевального искусства и многолетний добросовестный труд артистам ансамбля Р. Т. Аскерову, М. А. Гижгиеву и артисту-вокалисту М. К. Мусукаеву присвоено почетное звание «Заслуженный артист КБР». Плодотворным оказался и тандем директора ансамбля Магомеда Энеева и главного балетмейстера Х. Кудаева. За почти тридцатилетний период своего существования Государственный фольклорно-этнографический ансамбль танца «Балкария» стал одним из ведущих танцевальных коллективов Кабардино-Балкарии. С его творчеством знакомы не только зрители северокавказских республик, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Большой вклад в танцевальное искусство Кабардино-Балкарии внёс народный артист КБР К. Соттаев (в разное время работавший художественным руководителем образцового ансамбля РФ «Асса» и образцового ансамбля КБР «Элия»). В историю хореографического искусства Кабардино-Балкарии навсегда вписано имя основоположника карачаево-балкарской этнохореографии М. Кудаева.

Ульбашев Мутай Исмаилович (1923-2005, на фото) – танцор, балетмейстер, хореограф, педагог. Родился в с. Шаурдат (ныне – Верхняя Балкария, КБР).Ульбашев М. И. В 1933 г. десятилетний ученик Ленинского учебного городка (ЛУГ) стал танцором Кабардино-Балкарского ансамбля пляски и музыки. В 1942-1943 гг. служил в армии, затем вернулся в ансамбль. В марте 1944 г. был выслан в г. Фрунзе (Киргизская ССР), где ему удалость устроиться солистом грузинского танцевального ансамбля «Горные орлы Кавказа» при государственной филармонии. В этот период он освоил новые танцы народов Кавказа. В 1945 г. перешел в созданный из спецпереселенцев ансамбль танца «Кавказ», который в 1947 г. был закрыт по причине ужесточения закона о депортированных.152 В 1957 г., после реабилитации и возвращения балкарцев на родину, М. Ульбашева взяли солистом в Кабардино-Балкарский государственный ансамбль песни и танца. Отличительной особенностью танцовщика были виртуозная техника и яркая индивидуальность. Он прославился как непревзойденный исполнитель кавказских танцев – карачаево-балкарских, кабардинских, дагестанских, чеченских, ингушских, грузинских, армянских. В 1961 г. был назначен балетмейстером ансамбля, а в 1965 г. – балетмейстером-постановщиком ансамбля «Кабардинка», в 1968 г. – главным балетмейстером и художественным руководителем ансамбля. В общей сложности в «Кабардинке» он проработал с 1957 по 1989 гг. Именно в эти годы танцевальный коллектив успешно гастролировал по всему миру. С 1965 г. М. Ульбашев выезжал в тридцать шесть стран мира в качестве танцовщика, балетмейстера и художественного руководителя ансамбля. В общей сложности в «Кабардинке» он проработал с 1957 по 1989 гг. Именно в эти годы танцевальный коллектив с успехом гастролировал по всему миру. С 1965 г. М. Ульбашев выезжал в тридцать шесть стран мира в качестве танцовщика, балетмейстера и художественного руководителя ансамбля. Немалая заслуга в проведении этих поездок принадлежала директору ансамбля Е. В. Аронову, знатоку народной и профессиональной хореографии Кабардино-Балкарии. В 1988 г., благодаря усилиям и энтузиазму известного хореографа М. Кудаева, был создан Государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Балкария». В 1989 г. М. Ульбашев связал свою творческую судьбу с ансамблем «Балкария», в котором проработал художественным руководителем до конца своей жизни. В том же году была подготовлена первая программа, состоящая из танцев, совместно поставленных М. Ульбашевым и М. Кудаевым. В сценических вариантах национальных танцев М. Ульбашев умело сочетал самобытность народного творчества и академическую танцевальную основу. Годы работы в ансамблях «Кабардинка» и «Балкария» для балетмейстера были плодотворными и в плане подготовки профессиональных кадров – он воспитал целую плеяду талантливых танцоров и хореографов, которые сегодня радуют зрителей своим искусством. За заслуги в области национального искусства присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КБАССР» (1958), «Заслуженный артист РСФСР» (1960), «Народный артист ЧИАССР» (1969), «Народный артист РСФСР» (1981). Награжден медалями «За трудовую доблесть» (1957), «К 100-летию В. И. Ленина» (1970), Почетной грамотой Президиума ВС КБАССР (1964), Почетной грамотой Правительства КБР (2003). Он – лауреат Республиканской премии КБАССР в области литературы и искусства (1974), дипломант Всероссийского смотра ансамблей песни и танца и ансамблей народного танца (1979). В 2005 г. ушел из жизни. В 2009 г. в г. Нальчике на доме по проспекту Ленина, в котором жил выдающийся балетмейстер, установлена мемориальная доска.

Кудаев Мухтар Чукаевич (1938-2012, на фото) – танцор, балетмейстер, ученый-фольклорист.Кудаев М. Ч. Родился в с. Яникой (КБР). Детство и юность прошли на поселении в с. Пишпек Киргизской ССР (1944-1956). В 1957 г. после возвращения в Кабардино-Балкарию поступил в Нальчикский сельскохозяйственный техникум. В период учебы занимался в студии кавказского танца Б. Каширгова в Доме культуры г. Нальчика. В 1959 г. после завершения учебы был направлен на работу в с. Верхняя Балкария, где, помимо основной работы, занимался сбором фольклорного материала, а в 1961 г. при сельском клубе создал самодеятельный танцевальный ансамбль. В 1960 г. поступил на агрономический факультет КБГУ и параллельно – на хореографическое отделение Нальчикского культпросветучилища. После досрочного окончания училища был принят в Государственный ансамбль танца «Кабардинка». В 1969 г. назначен балетмейстером ансамбля танца Республиканского дома народного творчества при Областном совете профсоюзов. Внёс огромный вклад в дело возрождения старинных балкарских танцев: многие годы собирал и систематизировал национальное хореографическое наследие. В конце 70-х гг. организовал ансамбль «Куанч» и, опираясь на собранный полевой материал, выстроил его репертуарную линию с фольклорным уклоном. Главным творческим детищем балетмейстера стал Государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Балкария». Благодаря его хореографическим наработкам молодой коллектив быстро обрел неповторимый почерк и яркий репертуар («Абезех», «Арсланбия», «Голлу», «Хардар», «Чоппа», «Элия», «Тепена», «Жортуул», «Бийнегер», «Озай», «Къысыр» и др.). В 1990 г. ансамбль завоевал главный приз «Золотой шлем» первого международного фестиваля кавказских народов «Нартаа» (г. Сухуми, Абхазия). За фольклорную направленность репертуара ансамбля М. Кудаев был награжден Фарфоровой вазой – призом фестиваля. С конца 90-х гг. ХХ в. балетмейстер активно сотрудничал с детскими танцевальными коллективами «Элия», «Озай», «Асса», с ансамблями в районных центрах Кабардино-Балкарии и за ее пределами, участвовал в становлении и развитии танцевальной самодеятельности в балкарских селениях, а также в городах Нальчике, Тырныаузе, Карачаевске и др. Является автором двенадцати научных работ и монографий, посвященных истории и традиционной практике бытования народного танца балкарцев. В 1984 г. вышла в свет его книга «Карачаево-балкарские народные танцы» – первая профессиональная научно-исследовательская монография по национальному хореографическому искусству. В 1988 г. издана следующая работа – «Карачаево-балкарский свадебный обряд», затем в 1997 г. – «Древние танцы балкарцев и карачаевцев», в 2003 г. – «Карачаево-балкарская этнохореография и символика» и др. Сыграл огромную роль в деле развития и популяризации национальной хореографии, возродил свыше ста танцев («Сандыракъ», «Стым той», «Хычауман» и др.). За заслуги в области национального искусства и многолетний труд присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств КБР» (1992). За огромный вклад в сохранение и развитие национальной хореографии и культуры карачаевцев и балкарцев присуждена народная премия «Алтын Барс», учрежденная Кабардино-Балкарским культурным центром «Эртур» (2009). Имя выдающегося этнохореографа и ученого вписано в историю культуры Кабардино-Балкарии.

Достойный вклад в развитие балета Кабардино-Балкарии внесла Малкондуева Антонина Фёдоровна (на фото) – первая профессиональная балкарская балерина. Со своим будущим мужем Юрием КузнецовымМалкондуева А. Ф. познакомилась в 1962 г., когда оба пришли в класс А. И. Проценко. Затем вместе учились в хореографическом училище. Будучи еще студентами, участвовали в спектаклях Музыкального театра Кабардино-Балкарии. Творческая карьера четырнадцатилетней балерины началась в 1964 г. с первого национального балета «Лялюца» на музыку Л. Когана в постановке А. Проценко. С того времени она исполнила около тридцати балетных партий, участвовала в стольких же опереттах, в девяти операх и шести сказках. Сама поставила детскую сказку «Колобок». Помимо классических авторов Музыкальный театр ставил произведения композиторов Кабардино-Балкарии. Визитной карточкой балерины стало исполнение национальных танцев в этих постановках. Казалось, что она легко парит в танце, развевая широкими рукавами-крыльями. Грациозность и плавные движения рук горянки надолго запомнились российским и зарубежным зрителям. После тридцати четырех лет трудовой деятельности в 2001 г. ушла из театра. Информация о талантливой балерине (в числе восьми балкарских артисток) включена в трехтомный «Универсальный словарь творческих женщин» (Le Dictionnaire universel des créatrices), изданный под эгидой ЮНЕСКО во Франции.