Поселения и жилище

Ранние балкарские поселения располагались в высокогорных районах, на горных склонах, в долинах ущелий и носили характер однофамильных родовых поселений. В большинстве своем поселения не имели улиц, а к отдельным дворам вели узкие проходы. Почти все они были малодворными, например, в 1908 г. из 96 балкарских поселений 43 имели до тридцати дворов, в том числе 14 – до десяти дворов. Кроме того, существовали хутора и кошевые посёлки, в которых жили только мужчины, пасшие скот. Традиционным жилищем была каменная сакля с плоской земляной кровлей (овальная и двускатная крыши появились позже). Многие жилища врезались в самый массив горных склонов. Поэтому в процессе подготовки площадки под жилище приходилось делать уступ, а вынутые при этом камни из склона использовались для кладки стен, а земля – для засыпки крыши. Многие жилые дома фактически были безусадебными и бездворными.Башня Абаевых Нередко домашний скот помещался под жилыми комнатами или рядом с ними. Усадьбы, расположенные в более равнинных местах, были просторными и делились на хозяйственный, скотный и жилой дворы. Жилища феодалов имели кунацкие и боевые башни (на фото – башня Абаевых). Наличие башенных сооружений и склепов свидетельствовало о высоком мастерстве народа в камнерезном и строительном деле. Освещение жилища осуществлялось посредством светодымового отверстия над очагом, который располагался на главной оси помещения, проходящей от двери к наиболее почетному месту дома – «тёр». Вокруг очага группировалась вся мебель. Так, завалинки, вырубленные из скального грунта у задней стены дома, использовались в качестве кроватей, а со временем они превратились в лавки хозяйственного назначения, а спальные места отделились от них в виде деревянного настила – «тапчан», затем – в форме деревянной кровати – «орундукъ», которая находилась поблизости от очага. Здесь же стояли и маленькие деревянные треногие скамейки (шиндик). В непосредственной близости от очага располагалась домашняя утварь – медная и деревянная посуда, пищевые припасы (кадушки с сыром, кожаные мешки с айраном, молоком, водой). У торцовой стены размещался чулан (гуму), в котором также хранились запасы продовольствия (зерно, мука, туши сушеного мяса, овощи и др.). Все пространство интерьера разбивалось на отдельные зоны: главная – у очага и вспомогательная – хозяйственная, ближе к чулану и двери. Более четко происходила условная разбивка интерьера на ярусы по высоте. Самый низкий ярус – невысокая каменная полка «тырхыкъ» служила для хранения крупной посуды, кадушек и сапеток. На одном уровне с этой полкой находились скамеечки для сидения и стол для принятия пищи. Следующий ярус был более декоративным – удлиненные полки «жыйгъыч» предназначались для хранения в дневное время свернутых стопками войлочных ковров. Полки завешивались войлочными коврами «жыйгъыч – кийизами», являвшимися наиболее яркой частью интерьера. В конце XIX – начале ХХ в. под влиянием русской домостроительной культуры во многих домах зажиточных балкарцев появились застекленные окна, печи, деревянные полы и потолки, деревянные или железные кровати, столы, стулья, фарфоровая и фаянсовая посуда. Но для большинства населения Балкарии они были недоступны.