Танцы

Танцевальная культура казаков включала в себя старинные русские и украинские танцы, ряд горских танцев (лезгинка). Казаки исполняли «Круговую», «Казачка», «Журавля», «Метелицу» и др., а из европейских танцев – «Кадриль», «Полька», хотя они были не особо распространены в казачьей среде.

Важную роль в зарождении и становлении классического танца и балета в Кабардино-Балкарии, в освоении традиций русской хореографической культуры, в воспитании национальных кадров балетного театра сыграла деятельность Проценко Александра Ивановича (1909-1987) – артиста балета, балетмейстера, педагога. Родился он в семье казака в станице Котляревской Майского района (КБР). После окончания Московского академического хореографического училища в 1930-1939 гг. работал в Большом театре СССР, где выступал партнёром знаменитой балерины, народной артистки СССР О. В. Лепешинской. В 1939-1951 гг. был главным балетмейстером и артистом балета Таджикского театра оперы и балета. В 1945 г. за создание первой в истории союзной республики балетной труппы и осуществление постановок «Лебединого озера», «Золушки» и других классических и национальных балетов удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР». В 1951-1956 гг. занимал должность главного балетмейстера Московской филармонии, а в 1956-1958 гг. – Молдавского театра оперы и балета (г. Кишинев). В 60-е гг. по приглашению Министерства культуры КБАССР переехал в г. Нальчик, где преподавал классический танец в Кабардино-Балкарском культпросветучилище. С его «звездного класса» в республике начал свое существование классический танец. 28 апреля 1964 г. состоялась премьера первого национального балета «Лялюца» на музыку Л. Когана. Эта дата считается днем рождения национального балета Кабардино-Балкарии. Главные партии в «Лялюце» исполнили Р. Хакулова, Б. Карданов, Х. Архестов, Х. Амшокова. Осуществлены были и другие постановки: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Даханаго» Л. Когана, «Аминат» (муз. Л. Когана, либретто А. Проценко), «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Легенда гор» В. Молова, «Легенда Чегемского водопада» А. Дружинина и М. Жеттеева, «Дон Кихот», «Жизель», «Шопениана». За заслуги в области танцевального искусства присвоено почетное звание «Народный артист КБАССР» (1964).

Кузнецов Юрий Иванович (1950, на фото) – балетмейстер, педагог. Родился в г. Прохладном (КБР).Кузнецов Ю. И. В период учебы в Нартановской школе-интернате активно участвовал в художественной самодеятельности, затем прошел отбор в хореографическую школу А. Проценко (КПУ г. Нальчика). В 1967 г. после окончания Кабардино-Балкарского культпросветучилища был принят в балетную труппу Музыкального театра. Первый профессиональный опыт в театре обрел в работе над балетом «Аминат» Л. Когана. Во всех балетных спектаклях, поставленных на сцене театра, исполнил главные партии: Альберт («Жизель» А. Адана), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Бекболат («Легенда Чегемского водопада» М. Жеттеева), Хосе («Кармен-сюита» Ж. Бизе, Р. Щедрина), Меджнун («Лейла и Меджнун» С. Баласаняна) и др. В 1986 г. окончил историко-филологический факультет КБГУ, затем – Московскую академию профессиональных искусств. Выступил постановщиком многих хореографических композиций в спектаклях и инсценировках театров Кабардино-Балкарии («Ханума» Цагарелли, «Жизнь моя Аминат» на муз. В. Коржавина, «Красавица Хацаца» по пьесе Б. Утижева и др.). С именем мастера связано становление и развитие Государственного ансамбля песни и пляски «Терские казаки». Хореографу, способному адаптировать народное искусство к сценическому воплощению фольклорного материала, блестяще удались хореографические композиции, выражающие широту и удаль казацкой души. Работал педагогом по сценическому движению в СКГИИ. За заслуги в области танцевального искусства присвоено почетное звание «Заслуженный артист КБАССР» (1984).