Традиции и обычаи

Разнообразие культур многонационального Дагестана представляет собой огромное богатство «страны гор» (именно так его часто называют). В создании материальной культуры горцев были задействованы различные виды художественных ремесел: ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву, камню и т. д. Древнейшим и наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства Дагестана считается ручное ковроткачество. Благодаря торговым связям со странами Переднего Востока и Средней Азии появились ковровые изделия культового назначения (намазлыки – молитвенные коврики). В XIX в. сформировались самобытные центры, наиболее известными из которых стали табасаранские селения Хучни, Аркит, Ерси, Хив, Кандык, Межгюль и др. В селениях горной Аварии производились ворсовые и безворсовые ковры, в даргинских селениях – войлочные изделия и шерстяные полосатые паласы, а в кумыкских селениях – войлочные ковры «арбабаш», узорчатые шерстяные паласы и двусторонние паласы «дум». В лакских селениях особенно развито было изготовление узорчатых гладких паласов. В районах горного Дагестана широкое распространение получили малые ковровые изделия – хурджины, наседельники, переметные сумы «топраки», оригинальные вязаные чулки и обувь.

Традиционным видом декоративно-прикладного искусства Дагестана выступает и художественная обработка металла, центром которого считается знаменитый аул мастеров – Кубачи.Медночеканная посуда кубачинских мастеров Особое место в искусстве кубачинцев занимает производство медночеканной посуды: больших водоносных кувшинов-водолеев, маленьких кувшинов, кухонной утвари (на фото 1), а также больших медных подносов с крупным растительным орнаментом. Кубачинцы считаются непревзойденными мастерами и в ювелирном искусстве. Еще в конце XIX – начале XX в. кубачинские мастера О. Закарьяев и Г. Ибрагимов завоевали многочисленные медали на различных российских и международных выставках. Большую группу современных ювелирных изделий кубачинских мастеров составляют различные женские украшения (свадебные массивные пояса, серьги, височные кольца, нагрудные украшения и др.), которые отличаются своей высокой художественностью, разнообразием форм и моделей. Украшением мужского костюма служат пояса и газыри, в отделке которых используются чернь, глубокая гравировка, позолота, золотая и серебряная насечка. Одним из наиболее древних и традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана также является гончарное производство: разнообразная глиняная посуда, которую изготовляли горцы еще в древние времена, отличалась художественно-эстетическими оттенками.

Традиционная одежда народов Дагестана имеет длительную историю. Мужская одежда была общекавказского типа: узкие штаны с широким шагом, туникообразная рубаха, отрезной по талии бешмет, черкеска, бурка и папаха.Национальные костюмы аварки, ругуджинки, даргинки, гапшиминки Первоначально женская одежда шилась из темных гладких тканей, но со временем в гардеробе молодых девушек появилась одежда светлой или пестрой расцветки. На фото 2 (слева-направо) – национальные костюмы аварки, ругуджинки, даргинки, гапшиминки. Древнейшим видом женской одежды являлась туникообразная рубаха, с длинными прямыми рукавами, вставными боковыми клиньями из яркой материи (красной, зеленой, желтой), прямым разрезом на груди, иногда с воротником-стойкой. Рубаха носилась с матерчатым поясом и нагрудником с нашитыми монетами, бляшками, пуговицами. Поясной женской одеждой были штаны, обычно широкие в шагу. В качестве головного убора наибольшее распространение получила чухта. С 1920 гг. основным видом женской одежды считалось платье на кокетке. Верхней одеждой и для мужчин, и для женщин служили овчинные шубы и шубы-накидки.

Национальная кухня каждого из народов Республики Дагестан самобытна, но в чем-то и схожа. В недавние времена в скудное меню горцев входили растительные и молочные продукты, из которых готовили постные супы, каши, ячменный хлеб, кисломолочные продукты. Дополнением к ним служили дикорастущие съедобные растения. Овощи были почти неизвестны, а мясо появлялось в меню в особых случаях. В горах преобладали варёные мучные блюда (хинкал) и пресный хлеб, который выпекался в печи типа тандыра, а в предгорьях – в подовой печи. Многие блюда, которые раньше употреблялись лишь в дни торжеств, вошли в повседневное меню современной кухни. Наиболее популярными из них являются хинкал, чуду и курзе (кюрзе). Дагестанский хинкалДагестанский хинкал (кусочки вареного в бульоне теста) подается и как первое, и как второе блюдо (на фото 3). Его готовят во всех регионах Дагестана, но в каждой местности тесто немного отличается по рецептуре и форме. Хинкал едят, обмакивая в соус, с бараниной, говядиной (иногда с курицей) и запивают крепким мясным бульоном со специями. К хинкалу обязательно подают различные соусы: сметану или кефир с чесноком и зеленью, острый томатный соус и др. Из напитков народы Дагестана любят кисломолочные, особенно цуру нек – охлажденную сыворотку, остающуюся после сбивания масла и хорошо утоляющую жажду. Также широкое распространение получили сладкие, полусладкие, сухие виноградные и плодово-ягодные домашние вина.