Балет

Вершиной танцевального искусства Кабардино-Балкарии стал классический балет. Важную роль в зарождении классического танца и балета в республике, в освоении традиций русской хореографической культуры, в воспитании национальных кадров балетного театра сыграл заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, народный артист КБАССР Проценко Александр Иванович. В 60-е гг. Министерство культуры КБАССР пригласило его преподавателем классического танца в Нальчикское культпросветучилище. Первыми выпускниками балетной школы стали Р. Хакулова, Х. Амшокова, Б. Карданов, Х. Архестов, Р. Молова, С. Захохова, Ф. Сабанчиева, Р. Карданова, А. Бекалдиев, М. Хамурзов и др. 28 апреля 1964 г. состоялась премьера первого национального балета «Лялюца» на музыку Л. Когана. Эта дата считается днем рождения национального балета Кабардино-Балкарии. Главные партии в «Лялюце» исполнили Р. Хакулова, Б. Карданов, Х. Архестов, Х. Амшокова. Впоследствии были осуществлены и другие постановки: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Даханаго» Л. Когана, «Аминат» (муз. Л. Когана, либретто А. Проценко), «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Легенда гор» В. Молова, «Легенда Чегемского водопада» А. Дружинина и М. Жеттеева, «Дон Кихот», «Жизель», «Шопениана».

Значительный вклад в развитие балета в Кабардино-Балкарии внесли танцоры и балетмейстеры Р. Хакулова, Р. Пачев и др.

Хакулова Роза Талиевна (1947-2010, на фото – Б. Карданов, Р. Хакулова, А. Проценко,Хакулова Р. Т. Х. Архестов после премьеры балета «Лебединое озеро») – первая балерина Кабардино-Балкарии, балетмейстер. Родилась в г. Нальчике. После окончания школы поступила на хореографическое отделение Нальчикского культпросветучилища. В 1965-1967 гг. работала солисткой балета Кабардино-Балкарской государственной филармонии. Активно участвовала в подготовке премьерных балетных спектаклей, приуроченных к торжественному открытию Государственного музыкального театра КБАССР. В 1967-1975 гг. исполнила многие ведущие партии в балетных постановках мировой и отечественной классики (Одилия в «Лебедином озере» П. Чайковского, Зарема в «Бахчисарайском фонтане» Б. Астафьева, Золушка в одноименном балете С. Прокофьева). Балерина демонстрировала высокое исполнительское мастерство в хореографических постановках разных жанров и музыкальных направлений. Незабываемым остался созданный ею образ главной героини в первом национальном балете «Лялюца» Л. Когана на либретто А. Проценко. Стала первой исполнительницей главной партии в балетах «Легенда гор» В. Молова, «Тропою грома» А. Кара-Караева, «Аминат» Л. Когана. Исполнительскую технику и мастерство балерина совершенствовала на балетмейстерском факультете Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). После окончания института в 1980-1995 гг. она, являясь художественным руководителем Красноярского хореографического училища, в истории которого оставила заметный след, преподавала классический танец. В 1995-1997 гг. была балетмейстером-постановщиком Государственного театра оперы и балета в г. Сыктывкаре, преподавателем в местном училище искусств. В 1997-2001 гг. работала в Академии танца при Гуманитарном институте им. Н. Нестеровой в г. Москве. В 2001 г. вернулась в г. Нальчик, где её назначили главным балетмейстером Музыкального театра, доцентом кафедры хореографии СКГИИ, преподавателем Колледжа культуры и искусств. За годы педагогической деятельности известная балерина вырастила талантливых артистов, многие из которых стали победителями и лауреатами различных конкурсов, в том числе и международных (Роман и Андрей Васильевы, ныне проживающие в Великобритании и Бельгии, Румия Ибнаминова, студентка хореографического отделения Нальчикского колледжа культуры и искусств, в 2008 г. в возрасте 15 лет победившая в международном конкурсе сценического искусства «На высокой волне» в номинации «Классический танец», а затем – в общероссийском конкурсе «Молодые дарования России»). В 1969 г. за успехи в творческой деятельности удостоена почетного звания «Заслуженная артистка КБАССР», награждена Почетной грамотой ВС КБАССР и другими наградами.

Пачев Рамед Мулидович (1956, на фото) – балетмейстер, режиссер. Родился в г. Нальчике. В 1974 г., после окончания танцевального отделения Нальчикского культпросветучилища,Пачев Р. М. был принят артистом балета в Кабардино-Балкарский музыкальный театр. Исполнительскую деятельность продолжил в Краснодарском театре оперетты. В 1979 г. с отличием окончил Краснодарский государственный институт культуры по специальности «Руководитель хореографии», в 1988 г. – балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС) по специальности «Режиссёр-балетмейстер». Прошел стажировки в Московском государственном музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1988), в Академии танца «Риоха» в г. Мехико (Мексика, 1990), по приглашению всемирно известной танцовщицы фламенко Пилар Риоха. В 1988-2000 гг. работал балетмейстером-постановщиком Кабардино-Балкарского музыкального театра. С 2000 г. – ведущий специалист Министерства кульутры КБР, в настоящее время – начальник отдела профессионального искусства и художественного образования. Осуществил постановки балетов («Испанские миниатюры» Х. Родриго и др., «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, «Маленькая ночная серенада» В.-А. Моцарта, «Медея» Р. Габичвадзе, «Кошкин дом» А. Кулешова, «Снежная королева» В. Белица, «Гимн восходящему солнцу» А. Готова и др.), танцев в операх («Евгений Онегин» П.Чайковского, «Риголетто» и «Макбет» Дж. Верди, «Даханаго» и «Камбот и Ляца» В. Молова, «Мадина» М. Балова и Х. Карданова, и др.) и в опереттах («Свадьба Кречинского», «Дамы и гусары», «Последний шанс», «Лгунья, или как вернуть мужа», «Сорванец» и др.). В Кабардинском госдрамтеатре им. А. Шогенцукова поставил танцы в спектаклях «Любовь, джаз и черти», «Жамуга в Африке», «Неугасимая любовь», в Балкарском госдрамтеатре им. К. Кулиева – в спектакле «Йерма» по драме Ф. Г. Лорка. Являлся балетмейстером-постановщиком фестиваля «Танцы над Эльбрусом», программы Дней культуры КБР в г. Москве, «Огонь Сосруко – свет Республики моей», режиссёром-постановщиком театрализованных концертов «Живи и процветай, республика моя!», «Моя Кабардино-Балкария!», гала-концерта в г. Москве «Кабардино-Балкария – остров мира и согласия», концертной программы VI фестиваля мастеров искусств «Мир Кавказу», фестиваля «Кавказ – наш общий дом», праздничных мероприятий, посвящённых Дню государственности КБР и др.Сцена из балета «Волшебная свирель Ашамаза» Является режиссёром-постановщиком многих юбилейных и творческих вечеров выдающихся деятелей культуры и искусства КБР и РФ, а также благотворительных акций и концертов. На фото – сцена из балета «Волшебная свирель Ашамаза». Им осуществлены постановки танцев в ряде спектаклей в театрах Москвы, Пятигорска, Майкопа, Краснодара. В 2013 г. проект балетного спектакля по мотивам адыгского нартского эпоса «Волшебная свирель Ашамаза» (балетмейстер-постановщик и автор либретто – Р. Пачев) удостоен гранта Главы КБР в области театрального искусства. В спектакле задействованы артисты Государственного музыкального театра КБР, студенты хореографического отделения Нальчикского колледжа культуры и искусств, танцоры детского образцового ансамбля «Нальцук». На протяжении многих лет успешно сочетает творческую и педагогическую деятельность. С 2000 г. является заведующим хореографическим отделением Колледжа культуры и искусств Северо-Кавказского государственного института искусств (СКГИИ). Студенты отделения не раз становились участниками и победителями различных всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Ученики опытного педагога-балетмейстера успешно обучаются в российских вузах, являются ведущими артистами государственных танцевальных ансамблей «Кабардинка» (И. Архестова, З. Бжихатлов, М. Шомахова, А. Токлуев), «Балкария» (И. Асанова), Государственного музыкального театра КБР (М. Шогенов, А. Шомахов, Е. Костина, Ю. Шабатукова) и других творческих коллективов. За большой вклад в развитие музыкального и театрального искусства республики присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств КБР» (2006).