Народные промыслы

Национальным богатством многонациональной Кабардино-Балкарии являются народные художественные промыслы, в которых воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира и отражена самобытность культур республики. Традиционными видами народных промыслов и ремесел кабардинцев являются керамическое производство (изделия из глины), художественная обработка металла (кузнечное дело, изготовление сельскохозяйственного орудия, медночеканной посуды и утвари, оружейное и ювелирное искусство), дерева, камня (надмогильные памятники и др.), тиснение и аппликация по коже (конские сбруи, доспехи, обувь), обработка шерсти, плетение из различного материала, шорно-седельное ремесло и др.Черкесское седло, работа В. Мастафова Кабардинские бурки и сёдла славились далеко за пределами края. Седло со сбруей являлись результатом работы нескольких мастеров, так как изготовление металлических частей – стремян и удил – требовало особого усилия и таланта. Иногда седло и сбрую украшали серебряными бляхами (на фото 1 – черкесское седло, работа В. Мастафова). Мастера-умельцы вытачивали из дерева домашнюю утварь – круглые столики, блюда, миски и др. С применением холодной ковки изготавливали тонкостенные сосуды и различные предметы быта из металла (латуни, меди и др., на фото 2Блюдо и гогоны, автор – А. Пазов – блюдо и гогоны, автор – А. Пазов). Кабардинцы в быту широко пользовались вещами, сплетенными из лозы, рогоза, соломы, прутьев ивы, орешника и др. Плели даже стены домов и надворных построек, изгороди, части кузова арбы, ульи и всевозможные корзины. Основным сырьем для женских домашних промыслов служили шерсть (из неё делали бурки, шляпы, обувь, войлоки, веревки) и камыш (плели узорные циновки – арджены). С развитием промышленного производства многие ремесла и промыслы пришли в упадок. Но в ХХ в. на волне интереса к национальному прошлому началось возрождение некоторых из них. Благодаря тому, что мотивы и образы народного искусства веками сохранялись и передавались из поколения в поколение почти неизменными, у современных мастеров-умельцев появилась возможность создавать уникальные художественные произведения с соблюдением национальных традиций. Значительный вклад в сохранение и развитие традиционных кабардинских промыслов внесли народные мастера РФ А. Кишев (плетение), А. Пазов (обработка металла), В. Мастафов, С. Лакунов (и его сын Заур – оружейники), А. Урусов (резчик по дереву), Х. Шогенов (шорно-седельное ремесло), а также Р. Мазлоев, Ф. Карамурзова (орнамент), З. Гучев (плетение циновок, изготовление адыгских музыкальных инструментов), М. Хацукова (изготовление национальных и сценических костюмов) и многие др.

Мазлоев Руслан Замирович (1986, на фото«Солнце Рогоз») – художник декоративно-прикладного искусства, педагог. С 2012 г. – член Союза художников РФ.Мазлоев Р. З. Окончил факультет декоративно-прикладного искусства КБГУ. Создает узорные циновки из рогозы («арджэн») с использованием старинных адыгских традиций. Изучение живописи, рисунка, композиции помогло мастеру в его экспериментах по поиску новых способов плетения, узоров и форм циновок. Персональные выставки мастера прошли в городах Нальчике, Майкопе, Владикавказе, Каспийске, Грозном и Москве.«Арджен с традиционным узором» Участвовал в международной выставке декоративно-прикладного искусства во Флоренции (Италия). В 2010 и 2016 гг. его работы экспонировались на Всероссийской художественной выставке «Молодые художники России» и были отмечены дипломами. Во время проведения зимней Олимпиады в г. Сочи в 2014 г. произведения мастера были представлены в павильоне КБР. С целью сохранения и развития традиционного адыгского мастерства активно обучает детей и студентов умению плести арджены в Центре эстетического воспитания детей им. Жабаги Казаноко в г. Нальчике, в Детской школе искусств №1 в г. Баксане и в Институте дизайна КБГУ. На фото – работы «Солнце Рогоз», «Арджен с традиционным узором».

Мастафов Вячеслав Беталович (1956, на фото) – народный мастер России. Член Союза художников РФ. Творческую деятельность начал в 1985 г.Мастафов В. Б. лаборантом по пошиву модельной одежды.Мужской костюм Является одним из знатоков и хранителей многих народных промыслов адыгов, работавших с использованием аутентичных приемов обработки кожи, кузнечного и ювелирного дела, золотного шитья и др. Мастеру удалось создать свой индивидуальный художественный стиль и орнаментальную систему, для его работ характерен «растительный» тип узора. Он восстановил забытую старинную адыгскую технологию плетения тесьмы и вышивки. Женские платья, шапочки, игольницы и другие вещи, созданные мастером с использованием золота и серебра, хранятся в фондах нескольких краеведческих музеев России и в частных коллекциях в Турции, Иордании, Сирии, Америки и Японии.Женский костюм Большого искусства достиг и в шорно-седельном ремесле. Пошагово восстановил все детали адыгского верхового седла, бывшего, по свидетельствам очевидцев XIX в., одним из шедевров конской упряжи. Кроме этого, народный мастер занимается изготовлением традиционных адыгских ардженов (циновок). Хотя композиции его циновок всегда восходят к исконно национальным схемам, изделия получаются очень разнообразными. Также в его творчестве много места занимает восстановление утраченных предметов старины по фотографиям и вещам. В частности, мастеру удалось воссоздать старинную адыгскую черкеску. На фото – традиционные кабардинские женский и мужской костюмы.