Изобразительное искусство

Большой вклад в приобщение народов Кабардино-Балкарии к изобразительному искусству внесли русские и украинские художники М. Алехин, И. Брюммер, Н. Гусаченко, М. Ваннах, И. Балицкий, М. Смольянинов, П. Рябчиков, Ф. Козырев и др., которые приехали в г. Нальчик в конце XIX – начале XX в. Некоторые из них пробыли в городе недолго, а другие художники связали с ним свою жизнь навсегда и внесли значительный вклад в развитие изобразительного искусства республики: руководили первыми кружками юных художников, направляли и поддерживали творческие поиски местных самодеятельных авторов. В частности, Н. Гусаченко несколько лет вёл студию живописи при Дворце пионеров в г. Нальчике, М. Ваннах преподавал рисование. Огромный вклад в становление профессионального изобразительного искусства Кабардино-Балкарии, в том числе и в воспитание молодых балкарских художников, внёс заслуженный учитель школы КБАССР А. Л. Ткаченко, чьё имя ещё при жизни золотыми буквами было вписано в историю культуры республики. Со временем выросли поколения национальных профессиональных кадров Кабардино-Балкарии, которые окончили художественные училища Саратова, Ростова-на-Дону, Ленинграда, Москвы и др. Среди них были балкарские художники Я. Аккизов, Л. Ахматов, Б. Гуданаев, И. Джанкишиев (Занкиши), В. Курданов и многие др. Художники Ю. Шаваев, Х. Теппеев, В. Баккуев, С. Будаев также внесли достойный вклад в развитие изобразительного искусства Кабардино-Балкарии.

Аккизов Якуб Алиевич (1942-1994, на фото) – первый балкарский профессиональный художник, график. Родился в с. Нижний Чегем (КБР).Аккизов Я. А. В 1965 г. окончил Махачкалинское художественное училище (Дагестан). С 1975 г. – член Союза художников СССР, член Союза журналистов СССР. Участник многочисленных республиканских, зональных, российских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок и форумов. Персональные выставки прошли во многих городах РФ. Необычайная многогранность отличала творчество художника, он работал в технике станковой живописи, рисунка и эстампа. Оформил около ста книг, кроме того, он является автором многих юбилейных и памятных знаков,«Дорога» а также герба КБР. Определяющим в его творчестве стали Кавказские горы и мировосприятие горца. Живописные холсты мастера – это размышления об истоках духовной культуры родного народа, тонкое сплетение реальности и его поэтических ассоциаций.«На сенокос» Одной из первых работ, сделавших его имя известным, явилась совместная с супругой Сиярой Меджидовой (Аккизовой) работа над серией литографий «По мотивам стихов Кайсына Кулиева» (1974). Работы художника экспонировались во многих российских и зарубежных залах. 28 марта 2014 г. в с. Нижний Чегем был открыт Художественный музей имени заслуженного художника КБР, лауреата Государственной премии КБР в области изобразительного искусства Я. Аккизова. На фото«На сенокос», «Дорога».

Ахматов Ле(и)уан Исаевич (1959, на фото«Встреча у реки») – живописец, график, скульптор. Родился в г. Тырныаузе (КБР).Ахматов Л. И. С 1986 г. – участник республиканских, зональных, российских и всесоюзной молодежной выставок. С 1993 г. – член Союза художников РФ. Работал главным художником Балкарского госдрамтеатра им. К. Кулиева. Создает жанровые композиции, пейзажи родной природы и натюрморты. Его горные пейзажи проникнуты лирическим настроением («Тегенекли», «Скалы», «Тишина» и др).«Натюрморт» Темы равновесия между человеком и природой, судьба родной земли и народа, нравственные размышления о жизни также являются основными в творчестве художника. В картинах «Пастух и стадо», «Сбор урожая», «Яблоки», «Родник» и других автор поэтизирует героев труда. Его полотна, посвященные истории родного народа, полны аллегорий и символов, которые и помогли мастеру кисти достичь философских глубин («Волы», «Дорога» и др.). В 2008 г. присуждена Государственная премия КБР в области литературы и искусства. На фото«Встреча у реки», «Натюрморт».

Гуданаев Борис Долматович (1951, на фото) – живописец, педагог. Родился в с. Головачёвка (Казахская ССР).Гуданаев Б. Д. Вместе с родным народом семья вернулась в Кабардино-Балкарию и поселилась в г. Тырныаузе. В 1973-1977 гг. обучался в Краснодарском художественном училище, в 1977-1983 гг. – в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ныне – Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина). В 1983-1986 гг. прошел стажировку в творческой мастерской монументальной живописи Российской академии художеств под руководством профессора А. А. Мыльникова. С 1985 г. – участник республиканских, зональных, российских и всесоюзных выставок. С 1989 г. – член Союза художников СССР. Живопись художника привлекательна колористическим решением пространства холста и глубокой работой души, делающей его картины «говорящими» на языке космоса, на языке, лишенном метафор и нравоучений. От этого возникает магнетическая сила плоскости холста мастера.«Кязим Мечиев»«Эльбрус» В его творчестве современность и авангардность находятся в органическом единстве, и это делает каждую его работу истинным произведением. Б. Гуданаев – автор росписей и панно архитектурных объектов в Кабардино-Балкарии. Его работы хранятся в фондах нескольких российских музеев, а также в частных галереях и собраниях в РФ и за рубежом. За успехи в творчестве и большой вклад в развитие изобразительного искусства награждён дипломами ассоциации «Искусство народов мира», Союза художников России, имеет благодарность от Российской академии художеств. За достигнутые успехи, многолетний добросовестный труд присвоено почетное звание «Народный художник КБР» (2016). На фото«Кязим Мечиев», «Эльбрус».

Джанкишиев (Занкиши) Ибрагим Хусеевич (1940, на фото) – художник. Родился в с. Хабаз (КБР). В четырёхлетнем возрасте вместе с матерью и братом был выслан в Казахскую ССР.Джанкишиев И. Х. В 1970 г. окончил художественное училище в г. Ростове-на-Дону. С 1980 г. – член Союза художников СССР. Участник различных республиканских, зональных и российских выставок. Персональные выставки прошли в г. Нальчике (1989, 1994). Живописные холсты «Сенокос», «Отдых чабанов», «Вечер», «Над миром», «Балкария», «Завещание» и другие стали результатом глубокого раздумья автора о тяжелой судьбе родного народа. В его живописи нет агрессии и безысходности, а есть умудренная жизненным опытом просветленность. Впечатляющими являются картины мастера из цикла «Депортация балкарцев».«Души умерших балкарок возвращаются в родное село» Главное место в нём занимает триптих «24 часа, 14 дней, 13 лет», в названии которого указана продолжительность пребывания балкарского народа в изгнании.«Балкария» На картине «Души умерших балкарок возвращаются в родное село» в астральном пейзаже с полумесяцем и крупными звёздами зависли бесплотные образы умерших женщин, от которых исходит внутреннее свечение. На женщинах типичные для горянок платки, кисти которых как бы превращаются в крылья ангелов. Образы, созданные живописцем, оказались близки миропониманию и мироощущению балкарского народа. В 1994 г. художнику присуждена Государственная премия КБР в области литературы и искусства. На фото«Балкария», «Души умерших балкарок возвращаются в родное село».

Курданов Валерий Асланович (1943-1992, на фото) – художник. Родился в с. Кёнделен (КБР). В 1944 г. вместе с балкарским народом был депортирован в Северный Казахстан.Курданов В. А.«Гадание на бараньей лопатке» Там же окончил школу и поступил в Алма-Атинское художественное училище. После завершения учёбы в 1968 г. работал художником-оформителем в городах Шевченко, Узень и на полуострове Мангышлак. Он не только рисовал, но и успешно писал стихотворения и прозаические произведения. Затем вернулся на родину в Кабардино-Балкарию и устроился на работу в мастерскую Художественного фонда РСФСР. С 1969 г. – участник республиканских, зональных, российских, а с 1975 г. – всесоюзных выставок.«Река Кёнделен» С 1989 г. – член Союза художников СССР. В 1993 г. в г. Нальчике прошла персональная выставка, посвященная памяти художника. Из полотен мастера кисти наиболее известны «Яблоки 1943 года» (1973), «Гадание на бараньей лопатке» (1992) и др. Его картины наполнены светом, воздухом, в них улавливается национальный колорит жизни балкарцев. Обладая даром превращать самую обыденную тему в высокую красоту, автор воспевал повседневную жизнь своих героев. В его пейзажах мир предстает как нечто живое, а природа воспринимается как синоним вечности и красоты. В возрасте 49 лет, в расцвете творческих сил, жизнь талантливого художника трагически оборвалась. Но он успел создать картины, ставшие неотъемлемой частью культуры Кабардино-Балкарии. Работы живописца находятся во многих частных коллекциях в Нальчике, Москве, Новосибирске, ближнего и дальнего зарубежья. На фото«Гадание на бараньей лопатке», «Река Кёнделен».