Традиции и обычаи

Белорусские национальные праздники можно разделить на календарные и семейно-обрядовые. К календарным относятся древние языческие праздники Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки, которые органично вписались в христианскую веру и стали частью колоритной белорусской культуры. Истоки языческого прошлого имеет и народный праздник Ивана Купалы. Повсеместно в ночь с 6 на 7 июля происходили массовые купания, разжигались большие костры, водили хороводы вокруг них, а потом юноши и девушки, прыгая через пылающий огонь, проходили обряд очищения. Девушки пускали в плавание по воде заранее сплетенные венки, чтобы определить, будет ли у них удачное замужество и семейное благополучие. Но самой главной частью шумного и веселого праздника считалась находка в ночь Ивана Купалы цветущего папоротника («Папараць-кветку»), которого в природе не существовало. Верили, что, если произойдет чудо, и человек найдет цветок папоротника, то он станет необыкновенно богатым.

К семейно-обрядовым традициям белорусов относятся: свадьба, крестины, похороны. Белорусский свадебный обряд раньше проходил в три этапа: предсвадебный («запыты», сватовство, помолвка), сама свадьба и послесвадебный (пироги и «медовый месяц»). Строго запрещалось проводить свадьбы с 7 по 21 января (это время называлось «крывавыя вечары») и во время постов. Лучшим временем считался конец лета и осень, а также период зимнего мясоеда (от Крещения до Масленицы).

Свадебный обряд начинался со сватовства: сваты (родители, крестные, братья или сестры) с различными угощениями (караваем, медом, спиртными напитками и др.) приходили к родителям девушки. Жених на сватовстве не присутствовал. Если всё проходило хорошо, то в знак согласия распивали принесенную сватами бутылку. Накануне свадьбы и в доме жениха, и в доме невесты выпекали каравай. Его пекли только замужние женщины, хорошей приметой считалось, если среди них присутствовала беременная.

В день свадьбы в доме жениха накрывали белой льняной скатертью стол и ставили на него хлеб-соль, ведро с водой и свечку. Отец жениха перевязывал ему руки домотканым полотенцем и трижды обводил вокруг стола, а потом вел к порогу и давал ему небольшую икону. Мать тоже благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а свечку брали с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж. В доме невесты тоже накрывался праздничный стол. По традиции невесту одевали не в своем доме – выбирали дом по той же стороне улицы, где жила семья молодой, чтобы не переводить невесту через дорогу. Это считалось очень плохим знаком, также нельзя было наряжать молодую в доме вдовца или вдовы, разведенных, в доме, где часто умирали дети или был пожар. Приехавшие за невестой жених и его родственники должны были выкупить невесту. Этот процесс проходил шумно с шуточными перепалками, при котором одни пытались продать дороже, а другие – купить дешевле. Удачно завершив сделку, жених вёл невесту в дом родителей. После небольшого угощения, свадебный кортеж отправлялся в храм. В храме молодые становились на рушник, под который клали красный пояс и два медных пятака (их потом забирали с собой). После венчания молодые посещали кладбище, чтобы поклониться могилам предков. Свадебному кортежу односельчане перегораживали дорогу столом, на котором стояли ведро воды и хлеб-соль. Сваты откупались от них спиртными напитками и угощениями. Молодых возле дома встречали родители – при этом мать невесты обязательно одевалась в вывернутый кожух и валенки, а на руках держала хлеб-соль. Так как порог у белорусов считался зоной смерти, то жених переносил невесту на руках, а гости в это время осыпали их зерном. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых родственники жениха и невесты гуляли отдельно, а обряд заканчивался делением каравая и снятием фаты. Свекровь снимала с невестки фату и передавала ее старшей шаферке, чтобы та быстрее вышла замуж. Невесте на голову повязывали платок и надевали фартук – символы женской доли. Через девять дней проводили застолье для родителей молодых. Затем начинался «медовый месяц», который длился с девятого по сороковой день.

Сегодня традиционный белорусский свадебный обряд почти уже не встречается, но некоторые традиции сохранились: жених вносит в дом невесту на руках, а при выходе из загса молодых осыпают зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Фата (вэлюм), как обязательный атрибут свадебного наряда невесты, тоже сохранилась. Жениха и невесту при входе в дом или ресторан встречают родители с караваем. Молодые выпивают немного шампанского и бьют бокалы (на счастье). Сохранился и обряд выкупа невесты.

Одной из важнейших характеристик белорусского костюма считается необыкновенная устойчивость в нем национальных традиций. Существует даже мнение, что белорусы получили свое название благодаря одежде, в которой традиционно преобладал именно белый цвет. Мужчины носили навыпуск полотняную рубаху до колен с прямым разрезом на груди и холщёвые брюки (штаны).Белорусский костюм Рубаху подвязывали цветным шерстяным поясом, а сверху на неё надевали безрукавку (жилет) из цветного сукна.Белорусский костюм В качестве головного убора пользовались магеркой из валяной шерсти, в зимнее время носили меховую (кучма, аблавуха, аучына), а в летнее – соломенную шляпу (брыль) с широкими полями. Обувью служили лапти из лыка или лозы, постолы (кожаная обувь), боты, шнуровки. Женский традиционный костюм был многовариантным. Он включал различные сочетания юбок и фартуков (передников), безрукавку, понёву – распашонку, стянутую шнурком сверху и на талии. Праздничные рубахи украшались вышивкой по разрезу, вороту, подолу, манжетам. Зимой носили шерстяные свитки, кожух из овчины. Головной убор выполнял социальное и обрядовое значение: девушки носили венки и ленты, а женщины – чепцы и платки. Традиционная женская обувь – лапти, башмаки-чаравики, сапоги, валенки. В настоящее время народные белорусские костюмы можно увидеть во время различных праздников.

Каждому белорусу с детства прививалось особое отношение к хлебу, выпечка которого представляла собой ритуальное действие. До XI в. хлеб готовили из пшеничной муки, а затем ржаной хлеб на закваске стал основным продуктом питания. Для особых случаев (крестины, сватовство, свадьба и др.) выпекали украшенный фигурками из теста каравай. Более доступными для крестьян были коровье молоко и творожный сыр, масло, сметана. Во время православных постов ели рыбные блюда, вообще рыбу заготавливали впрок – её вялили, сушили, солили. Квасили и солили капусту, свеклу, огурцы, грибы. В XVIII в. из Пруссии были привезены картофель и фасоль (долгое время её называли «немецким горохом»).

Традиционными белорусскими блюдами считаются пячисто (печисты), мачанка (из поджаренных свиных ребер и колбасы с мукой), студень, драники, верещака (верещчаку), свекольник, крамбамбуля, похлёбка из пива, кулага, сбитень и др. Драники (на фото 3)Драники – это главное национальное блюдо белорусов. Официальным автором этих знаменитых блинчиков из сырого тёртого картофеля (или оладьев) является Ян Шытлер (повар князя Сапеги). В 1830 г. он издал книгу с кулинарными рецептами, в которую включил разнообразные блюда, в том числе рецепт драников, «подсмотренный» у немцев. Традиционно драники готовятся без добавления муки и подаются к столу со сметаной. Вместе с мучными блинами их часто употребляют в пищу в качестве гарнира к белорусским мачанкам. Другое блюдо – бабка (или «драчона бульбяная») также готовится из тертого картофеля с мясом, луком и салом, а затем запекается в духовке и подается с молоком и сметаной.

В белорусской национальной кухне известно ещё одно блюдо на основе картофеля – колдуны. Это те же самые драники, но внутрь картофельных блинчиков еще добавляют мясную начинку. Из сушеных и моченых фруктов и ягод готовили разнообразные напитки. В основу большого числа белорусских блюд и напитков входил мёд. Повсеместно употребляли питьевой мёд (переваривали липовый мёд с водой, затем сливали в бочки и оставляли бродить в течение нескольких недель). В такой напиток добавляли хмель, шалфей, зверобой, лавровый лист. Национальный белорусский напиток «крупник» варили из водки с добавлением мёда, перца, корицы, гвоздики, мускатного ореха и шафрана (он придавал желтую окраску). Кроме того, готовили квас из ржаного хлеба или ржаной муки (иногда ячменной, овсяной, пшеничной), ржаного солода (ячменного), а также берёзовик (из березового сока). С XVI в. белорусские пивоварни славились производством водки – тминовки, паолыновки, анисовки и др. В современной Кабардино-Балкарии драники готовят во многих семьях, независимо от национальности.