Проценко Александр Иванович
Важную роль в зарождении и становлении классического танца и балета в Кабардино-Балкарии, в освоении традиций русской хореографической культуры, в воспитании национальных кадров балетного театра сыграла деятельность Проценко Александра Ивановича (1909-1987) – артиста балета, балетмейстера, педагога. Родился он в семье казака в станице Котляревской Майского района (КБР). После окончания Московского академического хореографического училища в 1930-1939 гг. работал в Большом театре СССР, где выступал партнёром знаменитой балерины, народной артистки СССР О. В. Лепешинской. В 1939-1951 гг. был главным балетмейстером и артистом балета Таджикского театра оперы и балета. В 1945 г. за создание первой в истории союзной республики балетной труппы и осуществление постановок «Лебединого озера», «Золушки» и других классических и национальных балетов удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР». В 1951-1956 гг. занимал должность главного балетмейстера Московской филармонии, а в 1956-1958 гг. – Молдавского театра оперы и балета (г. Кишинев). В 60-е гг. по приглашению Министерства культуры КБАССР переехал в г. Нальчик, где преподавал классический танец в Кабардино-Балкарском культпросветучилище. С его «звездного класса» в республике начал свое существование классический танец. 28 апреля 1964 г. состоялась премьера первого национального балета «Лялюца» на музыку Л. Когана. Эта дата считается днем рождения национального балета Кабардино-Балкарии. Главные партии в «Лялюце» исполнили Р. Хакулова, Б. Карданов, Х. Архестов, Х. Амшокова. Осуществлены были и другие постановки: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Даханаго» Л. Когана, «Аминат» (муз. Л. Когана, либретто А. Проценко), «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Легенда гор» В. Молова, «Легенда Чегемского водопада» А. Дружинина и М. Жеттеева, «Дон Кихот», «Жизель», «Шопениана». За заслуги в области танцевального искусства присвоено почетное звание «Народный артист КБАССР» (1964).