Традиции и обычаи

К XIX в. у горских евреев, проживавших в Нальчикском округе, сложились характерные особенности материальной и духовной этнической культуры. Они жили большими семьями, в которых главенствующее положение занимали мужчины. К числу нарушений нравственных норм этикета относились: оскорбление чести и чувств женщины, развязывание в её присутствии конфликтной ситуации, навязывание ей мужской работы и т. д. Особым почитанием пользовались пожилые женщины. Обостренное чувство уз родства и этнической общности влияло на то, что горские евреи всегда помогали нуждающимся, разорившимся семьям, попавшим в беду или стихийные бедствия, оказывали помощь родственникам, соседям, односельчанам в хозяйственных работах и в обременительных для любой семьи случаях (свадьба, рождение ребенка, похороны, поминки и др.).

Еврейские свадебные традиции имеют древние корни. Перед началом свадебных церемоний жених вручал отцу невесты символический выкуп. Перед свадьбой обязательным было проведение ритуального омовения. По закону Моше (Моисея) и Израиля только введение невесты под хупу к жениху удостоверяло бракосочетание. Хупа (свадебный балдахин) являлась символом шатра жениха, её принято ставить под руководством раввина. Невесту привозили к хупе с закрытым вуалью лицом, потом её семь раз обводили вокруг жениха, который со словами «Вот этим кольцом ты посвящаешься мне в жены по закону Моше и Израиля» надевал на указательный палец невесты обручальное кольцо.Раввин Леви Шабаев, жених – Виктор Шубаев, невеста – Сусанна Гилядова После этого раввин оглашал составленную до начала свадебной церемонии в присутствии двух свидетелей ктубу – обязательный брачный контракт жениха и невесты (его текст был составлен во II в. до н. э., в нем перечисляются обязанности жениха и права его будущей жены) [31]. Сразу после обряда бракосочетания раввин над бокалом вина произносил семь благословений, по очереди жених и невеста пили из бокала и разбивали его в память о разрушенном Храме. Стоя под балдахином, молодожёны получали благословение родителей и принимали поздравления родственников и друзей. Традиционно свадебная церемония заканчивалась коллективной трапезой в сопровождении музыки, танцев и песен. На фото 1 – раввин Леви Шабаев, жених – Виктор Шубаев, невеста – Сусанна Гилядова.

Своеобразие горско-еврейской национальной кухни заключалось в несложном составе блюд и быстром их приготовлении – продукты подвергались только щадящей тепловой обработке (припускали, отваривали или слабо тушили под крышкой). Прожив два тысячелетия среди кавказских народов, горские евреи переняли многие их национальные блюда, но при этом сумели сохранить свои религиозные традиции. Горские евреи Кабардино-Балкарии строго придерживались конфессиональных взглядов: запрещалось употреблять в пищу свинину, конину и крольчатину, а также смешивать молочные и мясные продукты. Для них обязательно выделялась отдельная посуда. Разрешалось употреблять в пищу только мясо животных и птиц, зарезанных резником (раввином), обладавшим на это исключительным правом. Ели только рыбу, имеющую чешую, а черная икра была запрещена. Раньше ежедневной пищей горских евреев в основном были кукурузный или пшеничный чурек, хлеб с сыром, луком и чесноком. В праздничные дни резали кур, забивали баранов. Из мясных блюд наиболее распространены были шашлыки, «рури» – домашняя колбаса, «чуду» (пироги с мясом, с зеленым луком), «курзе» (пельмени из теста, содержащего рубленое мясо, яйца с курдючным жиром), «дурма» – голубцы (в их приготовлении использовались виноградные или капустные листы), «ягини» (суп с говядиной или бараниной с кислыми ягодами), «нермов» (пшеничная каша с кусками мяса или курицы) и др. Из растительной пищи употребляли жареные или вареные фрукты (яблоки, груши, сливы) в меду или сахаре, с изюмом и курдючным салом. За обедом горские евреи сначала пробовали хлеб и фрукты, чтобы поблагодарить за них Бога, а затем одновременно подавали все остальные блюда. Как символ изобилия и плодородия самым почетным угощением считался плов, приправленный ореховым маслом собственного производства.Национальные блюда, приготовленные членами общественной организацииНациональные блюда, приготовленные членами общественной организации Традиционно в праздники готовили ош кюдуи – плов с тыквой и сухофруктами. Из напитков подавали вино, водку домашнего приготовления (или покупные). В национальной кухне часто использовались различные пряности, острые приправы из слив, алычи, терна и др. Горские евреи ели руками, но иногда пользовались заостренными палочками вместо вилок. Мужчина – глава семьи считал оскорбительным для себя, если жена накрывала стол только ему одному, не рассчитывая на то, что его трапезу должны поддержать родственники или соседи, или же просто случайный путник. У горских евреев ХХ в. сохранилась традиция иудеев, согласно которой любой человек мог стать гостем первого на его пути дома, а хозяевами это воспринималось как послание божественного благословения. На фото 2 и 3 – национальные блюда, приготовленные членами общественной организации.

Традиционная одежда горских евреев имела много общего с общекавказским горским костюмом, хорошо приспособленным к условиям жизни воина (на фото 4Заслуженный артист РСФСР Ашуров П. Т. – в национальном костюме заслуженный артист РСФСР П. Ашуров). Мужчины носили белую рубаху (состоятельные – полотняные), поверх неё надевалась черкеска, опоясенная серебряным поясом. В большие праздники горские евреи украшали свои костюмы самыми лучшими кинжалами, надевали через плечо широкие позолоченные позументы и опойковые сапоги. Состоятельные евреи носили каракулевую, а бедные – простую шапку. Всю одежду изготавливали сами. Женская одежда включала верхнее платье до колен, украшенное серебряными пуговицами на рукавах и широким серебряным поясом, короткую рубашку до пояса, широкие шальвары. Обувью служили коши. Женщины повязывали головы большими разноцветными платками, окутывающими всю шею, а девушки пользовались белыми платками, обнажая уши с длинными серьгами – золотыми или серебряными. Характерной чертой традиционной одежды горских евреек являлось чрезмерное использование колец.