Танцы
Истоки национального хореографического искусства народов Кабардино-Балкарии восходят к глубокой древности. Адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал свою самобытную хореографию. Традиционные танцы зародились в ритуальных действиях, посвященных различным проявлениям божественности (богам грозы, воды, семейного очага и др.). У адыгов бытовали театрализованные танцевальные пантомимы-импровизации, сохранившие тотемические реликты (искусство джэгуакIуэ и ажыгъафэ). В искусстве танца народ находил особые формы и приёмы эмоционального выражения своих чувств. Мужские танцы отличались уникальной пальцевой техникой. Стремительный характер движений танцоров, как бы соревнующихся между собой в физической выносливости, придавал танцам зажигательность, своего рода азартность. Вместе с тем многим адыгским танцам присуща величавая сдержанность и плавность движений. Танцевальные композиции, переходящие из поколения в поколение почти без изменений, имеют три разновидности: удж, исламей, кафа. Удж (в пер. означает «топтаться») является круговым танцем, в котором пары двигаются в одном направлении. Исламей (в пер. – «танцуй на носках») к настоящему времени претерпел значительные изменения. В кабардинском языке слово «кафа» означает «танец». Однако история происхождения этого танца имеет географические корни и на языке адыгов близко по звучанию к слову «Кавказ». Постепенно значение этнонима закрепилось как название древнего красивого танца. До 60-х гг. XX в. танцевальное искусство в Кабардино-Балкарии было представлено Государственным ансамблем танца «Кабардинка», а также коллективами художественной самодеятельности дворцов культуры, клубов, школ и др. В те же годы сложилось несколько крупных самодеятельных танцевальных коллективов – «Кабардинка» («Кафа») КБГУ, «Нальчанка», «Нартхаса», «Терчанка», «Чегемские водопады», детские ансамбли «Налмэс», «Дети гор» и др. Но богатое этнокультурное, историческое наследие и самобытность кабардинского народа наиболее колоритно отображаются в творчестве академических, больших и малых профессиональных танцевальных коллективов Кабардино-Балкарии. С 1960 г. подготовку профессиональных танцоров в республике осуществляет хореографическое отделение Нальчикского культпросветучилища.
Искрометные и величественные, зажигательные и плавные национальные танцы бережно сохраняются всемирно известным коллективом – Государственным академическим ансамблем танца «Кабардинка» (ГААТ, на фото 1 и 2). История становления коллектива началась с Первой краевой олимпиады искусств горских народов Северного Кавказа, прошедшей в декабре 1931 г. в г. Ростове-на-Дону. Делегации из Кабардино-Балкарии было присуждено переходящее Красное Знамя, а многие участники награждены Почётными грамотами и премированы поездкой в г. Москву на Всесоюзную олимпиаду искусств, на которой представители республики заняли второе место. 1 октября 1933 г. в г. Нальчике при Ленинском учебном городке открылась художественная национальная студия с драматическим, хореографическим (танцевальным), национальных инструментов (гармоника, зурна), духовых инструментов и театрально-декоративным отделениями. Так из художественной национальной студии вырос творческий коллектив, позже названный Кабардино-Балкарским государственным ансамблем пляски и музыки. В сентябре 1942 г. по решению Совнаркома КБАССР Государственный ансамбль пляски и музыки и Государственный хор были объединены в один творческий коллектив – Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски. В 1957 г. ансамбль стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в г. Москве, награждён золотой медалью, получил своё первое почётное звание лауреата Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров. В 1965 г. ансамбль песни и танца был реорганизован: как самостоятельные коллективы из него были выделены танцевальная и инструментальная группы. Ансамбль танца получил название «Кабардинка» (по названию народного танца), руководителями коллектива стали Е. В. Аронов и Г. Ю. Гальперин (1920-2014, заслуженный деятель искусств КБАССР). В 1968-1990 гг. художественным руководителем и главным балетмейстером ансамбля был выдающийся танцовщик и балетмейстер, патриарх хореографического искусства Кабардино-Балкарии, народный артист РСФСР Мутай Ульбашев. Мастерство артистов ансамбля «Кабардинка» отмечено многочисленными правительственными наградами, а имена А. Аталикова, К. Каширговой, З. Дукова, М. Мамышевой, З. Балкарова и других золотыми буквами вписаны в историю музыкального хореографического искусства Кабардино-Балкарии. Признанием достигнутых успехов знаменитого коллектива стали его зарубежные поездки в 1958 г. в Монголию, в 1968 г. в Марокко, Алжир, Тунис и Ливию, в 1974 г. в страны Латинской Америки: артисты выступали в городах Аргентины, Перу, Панамы, Эквадора, Колумбии, Никарагуа, Коста-Рики, Доминиканской Республики, Мексики и Кубы. В 1985 г. в составе делегации СССР ансамбль был приглашен в Иорданию, где он блестяще выступил. В 90-е гг. «Кабардинка» совершила гастрольные поездки в Сирию, Турцию, Испанию и повторно в Иорданию. В разные годы своим танцевальным мастерством славились солисты С. Шериева, А. и Ж. Аталиковы, З. и М. Дзахмышевы, В. Мисакова, М. Алакаев, А. Шортанова, С. Асаева, Ж. Алоева, Л. Карежева и др. В 1957 г. статная фигура «царицы танца», так называли народную артистку КБАССР Соню Шериеву, украсила нальчикскую площадь 400-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России: она стала моделью скульптурного изображения кабардинской княжны Марии Темрюковны, второй жены русского царя Ивана IV (скульпторы – С. Махтин и М. Листопадов).
Государственный ансамбль адыгского танца «Кабардинка» – лауреат многих международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов и фестивалей. За большой вклад в укрепление дружбы между двумя странами ансамбль стал кавалером высоких государственных наград Хашимитского Королевства – Ордена Независимости Иордании I степени и Ордена «Звезда Иордании» I степени (1981, 1985), в 1994 г. за большие творческие достижения удостоен высокого звания «Академический». Концертная программа ансамбля является отражением многовековых традиций адыгского этикета и танцевальной культуры народа. Стремительные мужские пляски украшены виртуозными трюками и искрометным фехтованием, их сменяют плавные, исполненные достоинства, женские хороводы и остроумные бытовые сценки. Музыкальное сопровождение концертной программы обеспечивается мелодиями и ритмами старинных адыгских народных инструментов. Весь пластический и музыкальный арсенал «Кабардинки» отражает образ жизни и духовный мир горцев, их физическую силу и ловкость, яркую внешнюю красоту. Подлинным украшением ансамбля считаются национальные костюмы, созданные художником А. Жиловым в сотрудничестве с И. Атабиевым. В 2013 г. «Кабардинка» отметила свой 80-летний юбилей. По инициативе Кабардино-Балкарской республиканской общественной организации «Адыгэ Хасэ» Международная Черкесская Ассоциация присвоила старейшему танцевальному коллективу Северного Кавказа высокое звание «Национальное достояние адыгского (черкесского) народа». В 2014 г. ансамбль участвовал в открытии сессии Международного олимпийского комитета и в культурной программе зимних Олимпийских игр в г. Сочи. В 2015 г. он награжден золотой медалью «Слава Адыгеи». В том же году за вклад в развитие танцевального искусства и многолетний добросовестный труд ведущим артистам ансамбля А. К. Бацевой, Дж. М. Дзахмышевой, Р. А. Катанчиеву, З. Х. Черкесовой присвоено почетное звание «Заслуженный артист КБР». Знаменитый Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка», по праву считающийся визитной карточкой Кабардино-Балкарии, на мировых сценических площадках достойно представляет адыгское хореографическое искусство, отражающее многовековые традиции культуры и этикета народа.
В разное время на непродолжительные сроки руководителями ансамбля «Кабардинка» были Х. Мидов, И. Рахаев, Р. Пачев, Б. Кумахов и др.
Думанишев Ауладин Сарабиевич (1954, на фото) – балетмейстер, народный артист КБР (1994). Родился в с. Нартан (КБР). В 1973-1975 гг. – артист балета Государственного ансамбля танца Республики Адыгея «Нальмэс», в 1975-1998 гг. – артист, с 1991 г. – художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного ансамбля адыгского танца «Кабардинка». Приложил немало усилий к воссозданию старинного музыкально-хореографического наследия адыгов и формированию на его основе новой танцевальной программы, в которую вошли «Уэркъ къафэ» («Дворянская кафа»), «Убых къафэ» («Убыхский танец»), «Мэздэгу адыгэхэм я къафэ» («Танец моздокских кабардинцев») и др. Во многом благодаря ему начал возрождаться традиционный институт «хатияко» – распорядителя танцев (идею введения в танец хатияко он почерпнул из книги Б. Х. Бгажнокова «Черкесское игрище»). Зарубежные гастроли ансамбля с новой программой имели огромный успех в Бельгии, Голландии, Турции, Сирии и Иордании. За заслуги в развитии культуры Кабардино-Балкарии отмечен первой премией Адыгского национального фонда «Амра» (2007).
Дашуев Хашир Хакяшевич (1928-1986, на фото) – танцовщик, хореограф, первый професиональный балетмейстер Кабардино-Балкарии. Родился в с. Вольный Аул Нальчикского округа КБАО (ныне входит в г.о. Нальчик). В возрасте пятнадцати лет был принят в танцевальную группу Государственного ансамбля песни и пляски (ныне – ГААТ «Кабардинка»). После окончания двухгодичных курсов балетмейстеров при знаменитом хореографическом училище им. А. Вагановой (ныне – Академия русского балета) Х. Дашуев десять лет преподавал классический и народный танец в Нальчикском культпросветучилище. Непосредственно был причастен к становлению профессиональных и самодеятельных артистов в районных ансамблях танца «Терчанка», «Чегемские водопады», «Нартхаса». В течение нескольких лет занимал должность главного балетмейстера Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс», основал и двадцать лет руководил ансамблем «Нальчанка». Исполнял и ставил национальные и бальные танцы. В 1956 г. издал учебное пособие «Кабардинские народные танцы», в котором содержится не только описание ряда народных танцев, но и нотный материал. За вклад в развитие культуры Кабардино-Балкарии удостоен почетных званий: «Заслуженный артист КБАССР» (1957), «Заслуженный артист РСФСР». Награжден медалью «За доблестный труд». В 2016 г. в Кабардино-Балкарии прошёл хореографический фестиваль-конкурс, посвящённый памяти Х. Дашуева. Его организаторами стали ГААТ «Кабардинка» и Центр развития творчества детей и юношества Министерства науки, образования и по делам молодёжи КБР. В фестивале участвовали детские хореографические коллективы из республик Северного Кавказа.
С 1999 г. художественным руководителем и главным балетмейстером ГААТ «Кабардинка» является Атабиев Игорь Килишбиевич (1962, на фото) – танцор, хореограф, педагог, кандидат искусствоведения. Родился в г. Нарткале (КБР). В 1980 г., после окончания хореографического отделения Нальчикского культпросветучилища, трудовую деятельность начал в качестве артиста Государственного ансамбля танца «Кабардинка». Затем танцевал в ансамбле песни и пляски Краснознаменного Северокавказского военного округа. В 1989-1991 гг. руководил «Кабардинкой». В 1991 г. осуществил постановки кабардинских народных хороводных танцев «Удж-пух», «Кафа», «Джылэхъстэней къафэ», «Праздничный Исламей». В 1992-1999 гг. был солистом Московского концертного объединения «Эстрада», в этот период подготовил и исполнил целый ряд танцев народов мира, побывал с гастролями во многих странах, в том числе с длительными гастролями в Испании (шесть месяцев), США (четыре месяца), Китае (четыре месяца), Японии (два месяца). В 1993 г. окончил Российскую Академию театрального искусства (ГИТИС) по специальности «Искусство хореографии». Мастерски солировал во многих танцах ансамбля «Кабардинка»: в обрядовом «Исламее», в виртуозном «Танце с кинжалами» (на фото), в балкарском «Сандракъ», в лирическом «У родника», в любимом «Танце трёх друзей», в весёлом шуточном танце «Наездники». Создал собственный танцевальный коллектив «Кавказ». Разнообразный репертуар и отточенное мастерство танцоров снискали ансамблю широкую популярность. Старинный кабардинский народный танец «Кафа», ставший «фирменным» для ансамбля «Кабардинка» и удостоенный высоких наград, в постановке И. Атабиева получил Гран-при на Всероссийском конкурсе «Союз талантов России». В 2007 г. подготовил культурную программу к 450-летию вхождения Кабарды в состав России, которая с успехом была представлена в Кремлевском концертном зале. В феврале 2014 г. вместе с ансамблем участвовал в церемонии официального открытия 126-й сессии Международного олимпийского комитета и в концертной программе Олимпиады Сочи – 2014. Совмещает работу в ансамбле с преподавательской деятельностью в СКГИИ в должности доцента кафедры хореографии (преподает дисциплину «Искусство балетмейстера»).
Награжден Почётной грамотой ВС КБАССР за проведение дней СССР в Иордании (1985), удостоен почётного звания «Заслуженный артист КБАССР» (1987). За высокий профессиональный уровень и поддержание дружеских связей между творческими коллективами Северного Кавказа И. Атабиеву присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств» Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия-Алания, Чеченской Республики и Республики Абхазия. Творчество балетмейстера также отмечены золотой медалью «Дружба народов – единство России» от Ассамблеи народов России, золотой медалью «За высшие достижения в профессиональной деятельности и общественное признание» от Мирового Артийского комитета, золотым орденом с присвоением почетного звания «Кавалер международного золотого ордена «Рыцарь чести»», почетной медалью «Голос Отечества» от Российской Академии общественного признания. В декабре 2012 г. за творческие и профессиональные достижения награжден премией Правительства РФ в области культуры.