Традиции и обычаи
До конца XIX в. значительную роль в жизни кабардинского народа играли отгонно-пастбищное животноводство, пашенное земледелие, полеводство, пчеловодство и др. Особое значение для кабардинцев имело коневодство. Ещё с XVI в. кабардинская порода лошадей, выведенная на основе скрещивания степных лошадей и жеребцов восточных кровей, славилась во многих странах. Знаменитые скакуны отличались исключительно крепкими копытами, благодаря которым они легко взбирались по узким горным тропам и преодолевали занесенные снегом перевалы. Традиционно в народе соблюдался обычай таврения конского молодняка раскаленной «печаткой»: на крупе лошади выжигался родовой знак – тамга («дамыгъэ»). Тамгу ставили и на различные предметы (на могильные памятники, музыкальные инструменты, двери кунацкой, на чаши и др.).
Важное место в сфере духовной культуры кабардинского народа занимал неписаный кодекс Адыгэ хабзэ (адыгский этикет) – совокупность жестко регламентированных традиционных норм обычного права, нравственных предписаний и правил поведения. Многие элементы адыгского этикета, наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и др., широко распространились среди соседних народов. Адыги строго придерживались обычаев гостеприимства, куначества, аталычества, кровной мести. Гость, кем бы он ни был, пользовался защитой и покровительством хозяина. Тот, кто оскорблял гостя, уплачивал хозяину дома штраф в размере нескольких десятков голов крупного рогатого скота, а в случае убийства гостя штраф возрастал в пять раз, не считая расплаты за само преступление. Для гостей кабардинцы специально строили дом – «хьэщIэщ». На основе гостеприимства сложился институт «куначества» – искусственное родство между представителями разных родов, племен, народностей. Кунаком считался близкий друг, делами которого хозяин не только интересовался, но и оказывал ему всяческую помощь и защиту. Кабардинцы имели кунаков среди балкарцев, русских, осетин, народов Дагестана и др., и наоборот. В народе был широко распространен и институт «аталычества» (в пер. с тюрк. «аталык» – «отцовство») – прием в семью на воспитание ребенка, чаще всего мальчика. Аталык заботился о своем питомце как о родном сыне, давал ему мусульманское образование, обучал искусству верховой езды и владению оружием, воспитывал в духе адыгского этикета. По достижении воспитанником совершеннолетия аталык возвращал его в родительский дом, снарядив при этом конем, оружием и богатой одеждой. Приезд воспитанника в родной дом проходил в торжественной обстановке, а аталык в подарок получал скот, оружие и т. д. На воспитание отдавались и девочки, которых обучали различным женским рукоделиям и ведению хозяйства. По окончании воспитания они также возвращались в дом родителей. Основные принципы адыгского этикета – уважение к старшим, к женщинам, нормы социального взаимодействия – и сегодня определяют поведение многих кабардинцев.
До XIX в. в укладе кабардинского народа преобладала большая патриархальная семья, состоявшая из трех-четырех поколений. Семьей управлял старший мужчина, а его жена ведала домашним хозяйством, руководила воспитанием мальчиков до 7-8 лет и девочек до их выхода замуж. В XIX в. появилась малая семья. Запреты на браки внутри одного рода распространялись на членов отцовского и материнского родов и на многочисленные виды искусственного родства: молочное, усыновление, побратимство. Свадебный обряд растягивался не на один год. Выбрав невесту, жених через своих родных делал предложение (долгое время сохранялся и обычай похищения невесты). В случае получения согласия стороны договаривались о сумме калыма и порядке его выплаты. Через некоторое время проводили смотрины невесты и обручение молодых. В оговоренный срок жених вносил часть калыма, затем, спустя несколько месяцев, совершался обряд вывода невесты из родительского дома. До свадьбы новобрачный находился (прятался) у кого-либо из друзей и ночью тайно посещал свою супругу, жившую в доме его родственников. Отношения новобрачного с хозяином дома, где он проживал, приравнивались кровному родству. По окончании определенного периода новобрачную перевозили в дом мужа, в котором для молодоженов выделялась специально обставленная комната – «лэгъунэ». До этого момента жених избегал встречи со своими родными и старшими односельчанами. По традиции новобрачный должен был пройти обряд «примирения», который состоял в том, что после возвращения в родной дом, он получал от отца и старших мужчин рода напутствие. Через неделю после свадьбы совершался обряд выхода молодой супруги в общую комнату. Все элементы кабардинской свадьбы сопровождались музыкой, танцами, песнями, скачками, играми.
Рождение мальчика кабардинцы торжественно отмечали игрой-состязанием («кхъуейплъыжькIэрыщIэ» – «подвязывание копченого сыра»). Во дворе вкапывали два высоких столба с крепкой перекладиной, к которой привязывали копченый сыр, а рядом – промасленную кожаную веревку. Соревнующиеся парни должны были добраться по веревке до сыра, откусить кусочек и получить за это приз – кисет, чехол, уздечку и др. Через несколько дней после рождения ребенка устраивали обряд «гущэхэпхэ» («завязывание ребенка в люльку»).
С XIX в. погребально-поминальные обычаи кабардинцев совершались по мусульманскому обряду. Обычно похороны происходили на следующий день после смерти человека. Об этом старались оповестить родственников, соседей, односельчан. В день похорон проводили обряд отпущения грехов покойного (деур). Для его совершения семья умершего выделяла определенную сумму денег, которая затем распределялась между малоимущими и муллами. После исполнения деура покойного выносили из дома. На кладбище шли только мужчины. После похорон устраивали чтение Корана и раздавали одежду усопшего беднякам, соседям и родственникам. Каждый день в течение сорока (сегодня – пятидесяти двух) дней жарили лакумы и вместе со сладостями раздавали соседям, затем устраивали большие поминки. Погребально-поминальный обычай кабардинцы строго соблюдают и сейчас. Поминки делают в 40 и 52 дня, в полгода и в год.
С 2011 г. по инициативе Международной Черкесской Ассоциации отмечается Международный день черкесского национального костюма. Впервые он был отпразднован в Республике Адыгея, а с 2012 г. – и в Кабардино-Балкарской Республике. Черкеска – традиционный национальный костюм адыгов – издавна считалась эталоном одежды. Термин «черкеска», образованный от второго названия адыгов «черкесы», появился в XIX в. Черкеска – это верхняя одежда в виде распашного кафтана в талию, со сборками и вырезом в груди, чтобы был виден бешмет. Её обычно шили из неяркого домотканого сукна – строго подбирали один-два цвета, в основном естественные цвета шерсти (бурый, черный, серый). Нарядные белые черкески (на фото 1) носили только зажиточные кабардинцы. На груди черкески располагались газырницы – карманчики для газырей (деревянные трубки с запасом пороха). Особое значение уделяли длине и аксессуарам черкески, стараясь не перегружать её лишними деталями. В строгом покрое черкески отражался идеал красоты адыгского воина: стройная, подтянутая фигура с широкими плечами и тонкой талией, о которой пелось в песне, что «если воин ляжет на бок, кошка может пробежать под его талией, не задев его». Черкеска, плотно облегая мужскую фигуру, подчёркивала её стать и всегда носилась в застёгнутом виде с отогнутыми рукавами. Лишь в парадных черкесках прямые и широкие рукава спускались ниже кисти. Основную ценность и богатство адыга составляло оружие, которое считалось символом его свободы, чести и достоинства. Поэтому обязательной принадлежностью черкески являлись кинжал (къамэ) искусной работы (на фото 2), шашка, пистолеты в богатом окладе. Оружие крепилось на узком кожаном поясе, украшенном серебряными накладками. Необходимой частью одежды всадника являлась щIакIуэ – длинная бурка, служившая защитой от солнца, холода, дождя, а также подстилкой и покрывалом в походах. На ноги адыги надевали сафьяновые чувяки с ноговицами, на голову – папаху. Со временем адыгский национальный костюм стал самым популярным на Кавказе, а в 40-х гг. XIX в. он был утвержден как воинская форма казачьих войск. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм, седловку лошадей, манеру езды и ношения оружия. Очень изысканно носил черкеску российский император Николай II, а часть русского императорского конвоя официально имела кавказское облачение.
Во все времена адыгские девушки (черкешенки) славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовал традиционный костюм, в который входили: шаровары, туникообразная рубаха, длинное до пят распашное платье (фащэ), серебряные и золотые пояса, украшенные национальными орнаментами, расшитая золотом шапочка и сафьяновые чувяки (на фото 3, мастер – М. А. Хацукова). Платье шили из бархата, плотного шелка или сукна, оно имело покрой черкески и всегда украшалось золотошвейным узором. Представительницы высших сословий при торжественных выходах надевали обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями деревянные туфли высотой 12 см – «пхъэ вакъэ» (на фото 4, мастер – Л. А. Абаева). Эти своеобразные туфли считаются наиболее древней обувью адыгских женщин, дошедшей до XIX в. До настоящего времени национальный адыгский костюм был востребован как произведение народного творчества, несущее в себе высокий дух культуры этноса. В начале ХХ в. под влиянием соседнего русского населения кабардинки начали носить кофточки (плIэ) и юбки (кIэ). Кофты шились в талию, с длинными рукавами, юбки же были свободные и длинные. Новой тенденцией в современном женском костюме стало сочетание классического покроя, офисного силуэта и национального адыгского золотого шитья. В этом направлении работает художник-модельер Мадина Саральп. Известный дизайнер создает эксклюзивную одежду, изящно соединяя европейскую эстетику с национальным духом. Её линии одежды и аксессуаров пользуются большой популярностью не только в Кабардино-Балкарии, но и далеко за пределами России.
Основу традиционной пищи кабардинцев составляют варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог, сыр и др. Визитной карточкой национальной кухни считаются «лыгъур» (лягур) – копченая и сушеная баранина или говядина (на фото 5), «жэрумэ» (завернутый в требуху бараний жир со специями), «лыбжьэ» (мясной соус, варианты – джэдлыбжьэ, джэшлыбжьэ и др.). Мясные бульоны (лэпс), пшенные отвары и супы подавались после мясных блюд и только в начале ХХ в. в отдельных семьях стали есть супы в качестве первых блюд. Одной из характерных особенностей кабардинской кухни является наличие в ней большого количества соусов, подлив, приправ под общим названием «шыпс», отличающихся приятным вкусом и достаточной остротой. Многие из них высококалорийны и могут быть поданы как самостоятельные блюда (например, сметанный соус – «кхъуейжьапхъэ»). К мясным блюдам кабардинцы обязательно подают пасту (круто сваренную пшенную кашу без соли). Наряду с пастой также употребляют чурек (пресный хлеб из кукурузной муки в виде лепешки), лакумы (пышки), дэлэн (пироги с сыром, творогом, картофелем). В больших количествах для придания остроты и пикантности блюдам используют лук, горький и сладкий перец, зелень, петрушку, укроп, кинзу и чабрец (джэдгын). На праздничный стол в качестве десерта подают национальные лакомства «хьэлыуэ» (халва, на фото 6), «зэкIэрыс», «тхъурыжь» (хворост, на фото 7). Национальным напитком является «махъсымэ» (буза), который готовят из пшенной муки с солодом. В недалеком прошлом на кабардинских свадебных торжествах этот хмельной напиток пили только старшие. Символическим бокалом богатыря удостаивали молодого человека, совершившего героический поступок. Как правило, он только пригублял бокал мужества, что тоже считалось признаком воспитанности. Большое распространение имел калмыцкий чай – так называли собственно калмыцкий чай и чай с шиповником и некоторыми травами. Черный байховый чай употребляли в зажиточных семьях. В настоящее время многое из того, чем украшали стол предки современных кабардинцев, утеряно или вошло в разряд обезличенных кавказских блюд. В то же время кабардинская национальная кухня, благодаря тесным контактам с соседями, также обогатилась блюдами других народов (дрожжевой хлеб, пирожки, пироги с различными начинками, борщ и другими из русской, украинской кухни). Под влиянием осетин кабардинцы научились готовить из ячменя пиво (сырэ).