Традиции и обычаи

Издавна у осетинского народа действовали обычаи взаимопомощи (зиу, амцадис, галамбал), гостеприимства, побратимства, аталычества, кровной мести и выкупа. В различных ущельях Осетии отмечали множество праздников, из которых мы приводим лишь некоторые. Народные праздники сопровождались пирами, жертвоприношениями и спортивными состязаниями. На Новый год (Ногбон) пекли фигурное печенье, большой пирог, лепешки с сыром, перед домом разжигали костры, а в очаг клали особое полено. Традиционно осетины, в том числе и живущие в Кабардино-Балкарии, отмечают два главных праздника: первый «Джеоргуыба» посвящен Святому Георгию (или Уастырджи) – покровителю мужчин, путников, защитнику слабых и обездоленных, второй – Хетаджы Бон (Святому Хетагу). Легенда гласит, что кабардинский князь Хетаг бежал от преследователей, намеревавшихся убить его за то, что он христианин. Когда они настигли в чистом поле Хетага, он взмолился: «О, Уастырджи! Помоги мне!». Голос свыше ответил: «Хетаг! Беги к лесу!». Но добежать до леса у Хетага уже не было сил. Тогда он опять услышал: «Лес к Хетагу!». И выросла перед ним чудесная роща, с высокими деревьями. Укрывшись в роще, Хетаг спасся от своих преследователей. Прожив в роще около года, он перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых. Святая Роща Хетага находится к востоку от селения Суадаг в Северной Осетии. В последние годы праздник стал всенародным – в рощу Хетага приезжают не только из разных концов Осетии, но и из соседней Кабардино-Балкарии. Ежегодно во второе воскресенье июля НКЦ «Ныхас» приглашает всех желающих познакомиться с историей возникновения этого праздника и угоститься блюдами осетинской кухни. Гостей организованно отвозят в Алагирское ущелье, где и проходят главные мероприятия. На День Хетага забивают быка, теленка или барана. Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, Джеоргуыба и др.), в этот день на стол не принято ставить блюда, приготовленные из птиц, рыбы, и свинины.

Одним из феноменов осетинской традиционной культуры является свадебный обряд. Обычно свадьбе предшествовали сватовство и сговор (фидыд). В день свадьбы в домах жениха и невесты устраивались пиры. Невесту привозил и вводил в новый дом шафер. При этом родным жениха преподносились пирог и другие дары, а невеста из особой чаши угощала свекровь и старших женщин смесью мёда и топленого масла. Затем один из молодых родственников жениха снимал с невесты фату и трижды особым белым флажком описывал над её головой круг. Флажок хранили в потаённом месте. Жених видел невесту только на второй день свадьбы.

По традиции осетины хоронили умерших соплеменников в родовых каменных склепах. О смерти человека оповещал вестник из числа родственников, соседей или же имевшийся в каждом большом селении глашатай. Обычно процессом оплакивания усопшего руководила профессиональная плакальщица. Раньше после смерти мужчины проводили обряд посвящения ему коня, которого трижды обводили вокруг гроба.

В комплект осетинского национального мужского костюма (на фото 1)Мужской костюм входили черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Бешмет был распространенной повседневной верхней одеждой и мужчин, и женщин, а черкеска, отличавшаяся от бешмета покроем, являлась праздничной одеждой (осетины её называли «тцука»). В горах широко пользовались своеобразной обувью – арчи, которую шили из толстой обработанной воловьей кожи с плетеной из прочных ремешков подошвой. Арчи наполняли мягкой сухой травой и надевали на голую ногу. Большим разнообразием отличались головные уборы. Летом носили легкие войлочные шляпы с широкими полями, а зимой – папахи из овчины или каракуля. Парадной обувью для мужчин служили ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Необходимой принадлежностю костюма осетин считались узкий кавказский пояс, украшенный металлическими или серебряными бляхами, и кинжал, имевший большей частью серебряную или позолоченную оправу.Женский костюм По покрою осетинская женская повседневная одежда была почти идентична мужской, но со временем, благодаря проникновению элементов русской культуры, она стала более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию со сплошным передним разрезом и длинными нарукавниками, под ним надевали шёлковую юбку, также носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники) и различные аппликации. Круглая бархатная вышитая шапочка (свадебная) прикрывалась легким ажурным платком (на фото 2). Специальной зимней одежды женщины не имели. В настоящее время традиционный костюм осетин сохраняется главным образом как праздничный: его надевают на свадьбы, праздники и демонстрации.

В традиционной осетинской кухне преобладали кисломолочные и мясные продукты, пресный хлеб. Во многом это обусловлено было суровыми условиями, в которых несколько веков жил народ: высокогорье, превалирование скотоводства над земледелием, отсутствие многих фруктов и овощей. На торжественных трапезах подавали отварное мясо жертвенного быка или барана (наиболее почетной считалась его голова – сар).Осетинские пироги Из национальных мучных изделий большое распространение получили пироги с начинкой из мяса, сыра, фасоли, тыквы, картофеля, капусты, свекольной ботвы (на фото 3). По праздникам их подавали нечетное, а на поминках – четное число. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны были сыр, топленое масло, кефир, различные каши на молоке. До сих пор особое место в рационе осетин занимает дзыкка, которую готовят из свежего сыра, смешанного с мукой. Осетинский сыр, как один из лучших сортов, широко популярен не только на Кавказе, но и по всей стране. Наиболее почитаемым национальным напитком является «баганы» – самодельное пиво из ячменя (в горах), пшеницы и кукурузы (на равнине). По осетинской легенде этот древний напиток было изобретено нартской героиней Шатаной. Пиво для осетин имеет сакральное значение и без него не обходится ни одно торжество.Национальные блюда, приготовленные членами НКЦ «Ныхас» В его приготовлении каждый уважающий себя пивовар использует самостоятельно выращенные ингредиенты. В г. Владикавказе уже стало традиционным проведение международного фестиваля-конкурса по приготовлению главного национального напитка «Ирон Баганы». Представители осетинской диаспоры в Кабардино-Балкарии бережно хранят традиции своего народа и передают национальные рецепты из поколения в поколение. Прошедшие в г. Нальчике отборочные туры фестиваля-конкурса осетинского пива несколько лет подряд выиграла З. Цомаева. И в 2015 г. в финальной части конкурса она представила Кабардино-Балкарию, но не попала в призовую тройку, зато получила специальный приз за высокие вкусовые качества приготовленного ею напитка. Кроме пива, осетины употребляют араку (самогон) из кукурузы и различные вина. На фото 4 – национальные блюда, приготовленные членами НКЦ «Ныхас».