Традиции и обычаи
Русские календарные обряды связаны с религиозными праздниками – Святками, Масленицей, Сырной неделей. Святки сопровождались выпечкой ритуального печенья (козули), колядованием, гаданиями и ряжением. Древнеславянский языческий праздник Масленица, сохранившийся и после принятия христианства, отмечался (и до сих пор отмечается) весело, с хороводами, песнями, играми и сжиганием чучела зимы. В Кабардино-Балкарии русские дети в ночь на Рождество ходили «Христа славить». Они носили с собой самодельную звезду, пели тропарь и получали вознаграждение деньгами или продуктами. Широко был распространен и обычай колядования. В русских селениях и станицах республики пели колядки, близкие по своему содержанию к колядкам центральной и даже северной России. Например, колядка «Пришла Коляда накануне Рождества», записанная в станице Екатериноградской, аналогична колядкам Новгородской, Псковской и других губерний. В г. Прохладном проводы зимы всегда превращались в красочное театрализованное представление: особый колорит всему действу придавали веселые народные песни и пляски, различные игры и развлечения, конкурсы и творческие состязания, выступления самодеятельных артистов и ярмарка народных промыслов. На Масленицу катались на санях, на качелях, пекли блины. В течение недели, называемой блинной или мясопустной (нельзя есть мясо!), устраивались гулянья, люди ходили в гости, собирались семьями и в больших количествах поедали блины, чтобы в новом годичном цикле им сопутствовали удача и здоровье. Праздник завершался в прощёное воскресенье – в этот день за обиды просили прощения у родных и близких, устраивали шествие с чучелом Масленицы, которое затем сжигалось. В большие яркие карманы, украшавшие костюм Масленицы, горожане г. Прохладного складывали записки, в которых указывали, от каких неприятностей хотели бы избавиться вместе с пламенем костра. Весенние обряды (праздник Сорока мучеников, Благовещение, День святого Георгия и др.) сопровождались пением песен-веснянок, выпечкой булочек в виде различных птичек. На Пасху готовили обрядовую пищу – крашеные яйца, творожную пасху, сдобный хлеб-кулич. Проводились многочисленные веселые игры, молодежные собрания, хождения по домам с обрядовыми песнями, а также хороводы, а с восьмого дня Пасхи играли свадьбы.
Из семейных обрядов наибольшее развитие получили свадебные. Традиционно свадебный обряд начинался со сватовства, которое выражалось в переговорах двух семей о заключении брака между парнем и девушкой. После сватания обе стороны еще могли отказаться от брака, но после сговора и рукобития или городской помолвки это было уже недопустимо. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Свадебный пир выражал общественное одобрение брака. В большинстве русских селений и станиц Кабардино-Балкарии жених вначале отправлялся за невестой, потом все вместе ехали в церковь, а оттуда – к нему домой. Невеста оставалась в доме жениха, здесь же (или еще в церкви) ей меняли прическу и головной убор, и раздавали каравай. Сегодня многие традиции русской свадьбы утеряны, а те немногие оставшиеся существенно изменены.
Погребально-поминальные обряды русских во всех селениях и станицах Кабардино-Балкарии были примерно одинаковыми. Покойного обмывали специально приглашенные люди. Если умирала молодая девушка, то её одевали, как невесту, в белое платье и фату. Умершего парня в станицах хоронили в черкеске, в селениях – в новом костюме, со свадебным цветком на груди. Это было связано с представлением о том, что на том свете умершие обязательно должны были иметь мужа или жену. После похорон в доме умершего (обычно на третий день после смерти) устраивали поминальный обед, на который обязательно подавали кутью (канун). На следующий день после похорон родственники посещали кладбище, несли завтрак – курицу, хлеб, пироги, сами ели и раздавали его. Поминки также устраивали на 9-й (иногда – на 20-й), 40-й день, через полгода и год после смерти. До сорока дней в доме умершего горела лампада, считалось, что его душа еще на земле. Рядом с лампадой стоял стакан с водой, поверх клали свечи крест-накрест. Через сорок дней оставшуюся воду выливали на кладбище. Все сорок дней покойного «отчитывали» в церкви, а в дни поминок служили обедни.
Составные части русского народного костюма складывались веками. Повсеместно мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки, которую носили навыпуск поверх нешироких штанов, с поясом, с разрезом слева (в отличие от украинской и белорусской рубашек, сохранивших прямой разрез). В качестве верхней одежды и мужчины, и женщины носили суконный кафтан, зипун, цониток, зимой – шубу, полушубок или тулуп. Мужские головные уборы – войлочные и валяные, зимой – меховые. Традиционной обувью были плетеные лапти или примитивные кожаные поршни, зимой – валенки, катанки, кеньги, а кожаные сапоги считались богатой праздничной обувью. Сарафан – женская верхняя глухая одежда без рукавов – появился около XVI в. Поверх него надевали короткую кофту с рукавами или без них (душегрея). Замужние женщины носили шапочки на мягкой (повойник и др.) или твердой основе (кика, кокошник и др.), с нарядным околышем, а поверх них часто головы повязывали платками (повоем, убрусом, фатой). В отличие от замужних женщин, головные уборы девушек имели вид венца с открытым верхом (повязки, коруны и др.) или тканевой повязки. Женская нарядная одежда богато украшалась вышивкой, кружевом, галуном, жемчугом. Что касается одежды русского населения Кабардино-Балкарии, то первое время она была довольно разнообразной. В конце XIX – начале XX в. в русских селениях крестьяне носили штаны и рубахи-косоворотки. Обувью чаще всего служили сапоги, хотя наряду с ними также существовали и простейшие самодельные кожаные чувяки или мачи. Верхняя мужская одежда была однотипной – полушубки и тулупы, халаты, свитки и т.д. Женская одежда состояла из рубахи, блузки (кохты) и широкой длинной юбки.
До начала XX в. традиционная система питания русского населения Кабардино-Балкарии представляла собой один из вариантов восточнославянской кухни, в которой ведущее место занимали мучные и крупяные блюда. Кроме пшеничного хлеба из кислого теста, пекли калачи, пампушки, медяники, а на время поста в больших количествах заготавливали бублики с маком. Из мучных изделий самыми излюбленными были пироги и пирожки с различными начинками – мясом, картофелем, капустой, творогом, тыквой, свежими и сушеными фруктами (на фото 3). Не менее широкое распространение получили блины, оладьи и пышки, которые готовили из просяной, пшеничной или кукурузной муки с добавлением пшеничной. На Масленицу, как обрядовое блюдо, блины пекли повсеместно и в большом количестве. В некоторых русских селениях и станицах Кабардино-Балкарии пекли чуреки, варили мамалыгу и лепешки («хатлама») из кукурузной муки. Все они были заимствованы из кабардинской национальной кухни. Повседневным блюдом русского населения республики являлись различные каши: чаще готовили пшенную кашу, реже – гречневую, рисовая каша с медом или сахаром, изюмом (кутья или канун) считалась исключительно обрядовым блюдом. Из овощных блюд самым популярным был борщ. Из свинины, говядины или баранины наиболее часто готовили жаркое и соус. В большом количестве употребляли свежую и квашеную капусту, варили из неё щи, которые, как и каша, символизировали русскую традиционную трапезу. В национальной кухне русского народа наряду с другими овощами, как картофель, огурцы, помидоры, морковь, свекла фасоль, горох, лук, чеснок, широкое применение получили и бахчевые культуры, очень характерные для всего Северного Кавказа. Тыкву запекали в печи, из неё варили кашу с пшеном, делали начинку для пирогов. Арбузы употребляли в свежем виде, солили на зиму, квасили вместе с капустой, варили арбузный мед. Из напитков наибольшее распространение получили хлебный квас, фруктовый компот (узвар), кисель и чай. Крепкие напитки употребляли во время праздников и свадеб. По словам председателя Общества русской истории и культуры «Вече» А. Д. Канунникова (на фото 4) кухня русских людей, живущих на Северном Кавказе, имеет свои особенности: «На Северном Кавказе русский народ готовит практически все те же самые блюда, но всё же в области кулинарии мы немного, но отличаемся. В центральных регионах – другие продукты. Они пользуются дарами леса, мы – дарами земли и гор...». Таким образом, особенности питания русского населения Кабардино-Балкарии заключаются в более широком употреблении пшеничной муки, изделий из проса, кукурузы, бахчевых культур, а также некоторых овощей и фруктов. Другой отличительной чертой русской кулинарии можно считать бытование в одних и тех же населенных пунктах республики блюд, характерных и для русской, и для украинской кухни, что объясняется этническим составом населения региона и тесными этнокультурными контактами. Во многих семьях современной Кабардино-Балкарии часто готовят блюда из разных национальных кухонь – русские пироги и пирожки, белорусские драники, балкарские хичины, кабардинские лакумы, украинский борщ, грузинские хачапури и др.