ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Месхетинские турки (самоназвание турк, тюрк, ахыска туркле(я)ри) – субэтническая группа турок из области Месхетии, юго-западной части Республики Грузия. В настоящее время месхетинские турки (вариант турки-месхетинцы), выселенные из пяти пограничных районов Грузии, рассеяны по миру: дисперсными группами проживают в Турции, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, России (в основном на юге страны – в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании) и др. Общая численность в мире – более 500 тыс. чел., из них в РФ – около 115 тыс.

В этногенезе месхетинских турок участвовало население исторической области Месхет-Джавахети – племя месхетов и тюркские племена. В своем историческом развитии они прошли четыре периода: первый (II – VIII вв.) был связан с гунно-булгарскими и другими тюркскими племенами, а также с хазарами. Второй период (XI – XVI вв.) характеризуется массовым появлением в Грузии огузов и кыпчаков и родственных им тюркских племен. Третий период (XVI – XVIII вв.), связанный с Османской империей, привел к окончательной консолидации и оформлению многочисленных тюркских племен и небольшой части грузинского населения в единый этнос со своей самобытной культурой и языком. Четвертый период (XIX – XX вв.) стал трагическим в истории месхетинских турок.

В суровые годы Великой Отечественной войны 42 тыс. месхетинских турок героически защищали Родину, из них 26 тыс. отдали за неё свои жизни. За героизм и мужество восемь представителей народа получили высокое звание Героя Советского Союза, трое стали полными кавалерами ордена Славы. Летом 1944 г., когда мужская часть мужественно воевала, турецкие жители Месхетии были насильственно переселены в Среднюю Азию и Казахстан под предлогом «связей с враждебной Турцией». Отсутствие языкового барьера между тюркоязычными народами и общеисламские культурные традиции должны были способствовать растворению небольшой депортированной этнической группы в общей массе коренного населения. Действительно, под воздействием объективных и субъективных факторов произошло взаимодействие культур в искусственно созданных контактных зонах. Будучи дисперсно рассредоточенными в новой этнической и экологической среде, месхетинские турки практически утратили многие компоненты своей материальной и духовной культуры. В первую очередь, это коснулось основных хозяйственных традиций, пищи, одежды и жилища. Лишь в 60-х гг. ХХ в. месхетинским туркам разрешили покинуть пределы Средней Азии, но вернуться на исторические земли они уже не смогли – Грузия закрыла для них свои границы. Так многострадальный народ оказался разбросанным по всему миру.

Председатель национально-культурного центра «Ватан ёлундa» Кабардино-Балкарии Б. Ампашулин вспоминал: «…После реабилитации репрессированных народов в 1958 г. несколько турецко-месхетинских семей осели в Кабардино-Балкарии, чья природа, горы и целебные источники напоминали им родную Месхетию. В 1969 г. руководитель республики Т. К. Мальбахов дал добро на переселение в республику еще нескольких десятков семей, неуютно чувствовавших себя на родине. В 70-е и 80-е гг. прошлого века турецкая диаспора пополнилась и за счет переселенцев из Средней Азии, стремившихся поселиться поближе к родине, чтобы иметь возможность посещать могилы родных. Трудолюбивый народ осел преимущественно в хлеборобных районах республики – Майском, Урванском, Терском, Прохладненском, завоевав уважение местных жителей виртуозным умением выращивать различные овощи. Среди турок–месхетинцев есть несколько врачей, агрономов, но вынужденные переезды не способствовали массовому получению высшего образования». В последующем были еще три волны турецкой миграции в Кабардино-Балкарию. Прибывшие в 1960-1980 гг. месхетинские турки в основном поселились в селениях Хасанья, Нартан, Шитхала, Псыкод, Морзох, Черная Речка, Новая Балкария, Красноармейское и в г. Нарткале. В 90-х гг. республика приняла очередной большой поток месхетинских турок. Таким образом, сегодня в Кабардино-Балкарии представлены три поколения, проживающие в районах, где преобладает сельскохозяйственное производство: Урванском (в г. Нарткале, с. Шитхале, Псыкод, Псынабо, Морзох, Черная Речка), Терском (с. Новая Балкария, Красноармейское, Опытное, Куян), Прохладненском (с. Пролетарское, Прималкинское, Приближное, Виноградное, Ульяновское, Учебное, Красносельское, Малакановское, Советское, Солдатское, Степное, Гвардейское, Дальнее, Черниговское), Майском (хутор Сарский, хутор Ново-Курский, с. Ново-Ивановское), Чегемском (с. Нартан, Чегем-2), Лескенском (с. Ерокко, Лескен-2). Месхетинские турки также живут в г. Нальчике. За несколько десятилетий абсолютная и относительная численность данного населения в Кабардино-Балкарии выросла с 350 до 13 тыс. 965 чел. (по официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 г.). По неофициальным же данным их количество несколько выше и составляет от 15 до 16 тыс. Сегодня в ряде населенных пунктов республики месхетинские турки составляют более половины их жителей. Интенсивно увеличивающаяся численность обеспечила им четвёртое место (после кабардинцев, русских, балкарцев) в национальной структуре населения Кабардино-Балкарии.