Традиции и обычаи
Особый комплекс украинских традиций и обычаев был связан с побратимством и кумовством, в основе которых лежало духовное родство. Побратимы (посестры) принимали близкое участие в хозяйственных и семейных делах друг друга: совместно решали вопросы сватовства и женитьбы детей, помогали в случае болезни и материальных затруднений. Другим видом духовного родства украинцев считалось кумовство – обычай избрания для новорожденного ребенка вторых родителей, его опекунов и покровителей. В кумовья приглашали уважаемых людей – близких родственников и совершенно посторонних людей.
В украинских рождественских и новогодних песнях часто встречались христианско-религиозные образы, но было много и коротких колядок, содержание которых сводилось к требованию вознаграждения, а иногда содержало угрозы увести корову или быка в случае отказа. Они полностью совпадали с украинскими детскими колядками. Новогодняя ночь отмечалась щедрованием – обрядом, аналогичным колядованию, включавшим в себя посещение соседей, пение щедровок и сбор вознаграждения. Обычай щедрования считался украинским, хотя на территории Кабардино-Балкарии он исполнялся и в русских селениях. В некоторых станицах (например, в Екатериноградской), в которых вместе с потомками волжских казаков жили бывшие украинские крестьяне, зачисленные в состав казачества, «щедровали» только «хохлы» («малороссы»). Повсеместно был известен и новогодний обряд «посевания». Ранним утром 1 января мальчики, иногда и взрослые мужчины, ходили «посевать». Они приносили с собой в карманах или в холщовой сумке зерно: пшеницу, кукурузу, подсолнух, просо. Со словами «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю», разбрасывали это зерно, а хозяева одаривали их. Обряд сопровождался песней. Похожие «засевалки» были на Украине, а для русских они не были характерны, хотя на Кавказе этот обряд исполняли и в русских селениях. К явно украинским относятся предновогодние песни о Маланке (Мыланке), так как они были известны только там, где жили украинские переселенцы: в станице Пришибской, в селениях Прималкинском, Новополтавском, Первомайском, Черниговском и др. Эти песни бытовали и на Украине. Характерный для украинской Масленицы обычай – «колодка» – был известен в станицах Прохладная и Пришибская, казачество которых имело украинские корни. Если кто-то из женщин до конца Масленицы, не выдавал замуж взрослую дочь или не женил сына, то в первый понедельник после Масленицы к ней приходила группа женщин (реже – женщин и мужчин) «вязать колодку», то есть привязать к ноге или руке толстую палку. В качестве выкупа женщина должна была выставить угощение. Иногда колодку привязывали отцу девушки или самой девушке, если она до двадцати лет не выходила замуж. Иногда девушке вместо колодки повязывали платок через плечо.
В конце XIX – начале XX в. украинские свадебные обряды соблюдались в станицах Прохладной и Пришибской, а также в некоторых селениях Кабардино-Балкарии. Существовала особая терминология: свадьба носила название «весiлля», свадебное деревце – «гiльце», в наличии был свадебный персонаж «свiтилка». Осмотр родственниками невесты хозяйства жениха в с. Кременчуг-Константиновское имел украинское название «розгляд». По типично украинскому обычаю в этом селе перед свадьбой готовили «ризки» – конопляные палочки длиной 50-60 см, обернутые полосками теста, нарезанными бахромой. Свадебные обряды исполнялись в двух вариантах – например, жених и невеста после венчания возвращались каждый к себе домой, и только потом жених приезжал за невестой; или же жених и невеста после венчания ехали к жениху домой, но после свадебного обеда невеста возвращалась в родительский дом, и только вечером жених приезжал за ней. И свадьба как бы начиналась заново. Головной убор невесты меняли на женский в доме её родителей, а нередко там же раздавали и свадебный каравай или шишки. Такой порядок исполнения свадебных обрядов считается типичным для южнорусско-украинско-белорусского подтипа восточнославянской свадьбы.
В XIX – начале XX вв. традиционный украинский костюм представлял собой сложный комплекс одежды, головного убора, обуви и украшений. Основу мужского и женского костюма составляла длинная рубаха (сорочка) из домотканого полотна. Большую роль в национальном костюме играли широкие (из тонкой шерстяной ткани красного, зеленого, фиолетового цветов) пояса, концы которых украшали орнаментом в виде большой ветки с цветами (на фото 1). Женскую рубаху шили с длинными рукавами, с прямоугольными вставками на плечах (поликами). Манишку, полики, рукав, подол рубахи украшали вышитым орнаментом. Поверх рубахи надевали типично украин-скую безрукавную удлиненную и приталенную «керсетку». Женский костюм дополняли яркие браслеты, серьги, кольца, шейные и нагрудные ожерелья из драгоценных камней, сплавов, стекла и особенно бусы или подвески с монетами – «монисто», «дукачи». На Северном Кавказе одежда украинских переселенцев первое время выглядела довольно пестро и разнообразно: одевались так, как было принято на прежней родине. Но со временем она стала более однородной. В конце XIX – начале XX в. крестьяне чаще стали носить рубахи-косоворотки, хотя всё ещё сохранялись украинские рубахи с разрезом посередине. Наряду с сапогами пользовались и простейшими самодель-ными кожаными чувяками. Военная форма казачества резко отличалась от крестьянской одежды, но, независимо от этнической принадлежности, все казаки носили одинаковую форму. На территории Кабардино-Балкарии верхняя мужская одежда и казаков, и крестьян украинского и русского происхождения была однотипной – полушубки и тулупы, халаты, свитки и др. В станицах и селениях у женщин популярны были рубаха, которая могла иметь разный покрой, блузка (кохта) и широкая длинная юбка. В некоторых селениях еще какое-то время сохранялись украинские женские рубахи, но и они постепенно были заменены обычной для Северного Кавказа одеждой.
Украинская национальная кухня давно стала популярной за пределами самой Украины, а некоторые блюда, например, борщи и вареники, вошли в меню международной кухни. Основу традиционного питания украинцев составляла растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая), вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в их пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясо (чаще свинину) крестьяне могли себе позволить лишь по праздникам. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Из напитков популярностью пользовались узвар, варенуха, сиривець. Из обрядовых блюд наиболее известны были каши – кутя и колыво с мёдом. Украинцы Кабардино-Балкарии тоже готовили различные каши, борщ, вареники, галушки, пекли хлеб, пироги, блины и др. Со временем кухня русского и украинского населения на территории республики стала почти одинаковой. Этнических или местных особенностей сохранилось очень немного, хотя в станицах Прохладной и Солдатской, например, помнят способ приготовления старинного украинского блюда путря. На фото 2 и 3 – национальные блюда, приготовленные активистами НКЦ «Днипро».