Музыка

В начале ХХ в. профессиональная музыкальная культура народов Кабардино-Балкарии находилась еще на стадии зарождения. Главной основой для её возникновения послужило народное творчество. На протяжении столетий балкарский народ создавал свою музыкально-песенную культуру, широко представленную в фольклорном наследии. Архаический песенный пласт балкарцев составили песенно-сказовые повествования о нартских богатырях (нартский эпос), историко-героические, лирические, трудовые, охотничьи, свадебные, шуточные, колыбельные песни.Балкарская скрипка и къыл-къобуз, изготовленные В. Мокаевым Преобладало сольное и двухголосное исполнение под аккомпанемент музыкального инструмента или без него. Песни сопровождались бессловесным припевом-подпевом (эжиу). В прошлом балкарский народ имел оригинальные музыкальные инструменты: саз, къыл къобуз (струнные), жия къыл къобуз (смычковый кобуз); сыбызгъы, куннуу, сырыйна (дудковые), мюйюз къобуз (кобуз из рожка), къынгыр къобуз (вид гуслей), гыбыт къобуз (вид волынки), даурбас (вид ударного инструмента), къарс / хъарс (трещотка-колотушка из нескольких связаннных вместе дощечек) и др. Но во второй половине XIX в. с проникновением русской гармони в ущелья Балкарии некоторые традиционные инструменты постепенно отошли на второй план. До наших дней дошли мюйюз къобуз, къарс, сыбызгъы, къыл къобуз, жия къыл къобуз (на фото – балкарская скрипка и къыл-къобуз, изготовленные В. Мокаевым).

Виртуозно играл на национальных инструментах и хорошо исполнял старинные балкарские, кабардинские, осетинские, грузинские песни Урусбиев Исмаил Мирзакулович (1829-1888, на фотоУрусбиев И. И.) – общественный деятель, просветитель, выходец из княжеского рода. Вместе с сыновьями Сафар-Али и Науруз он внёс большой вклад в дело собирания и изучения истории, этнографии, материальной и духовной культуры балкарцев и карачаевцев. У себя в Урусбиево они принимали и сопровождали в поездках иностранных альпинистов, учёных, представителей русской академической науки и культуры Вс. Миллера, Г. Абиха, Л. Ковалевского, Л. Лопатинского, Л. Дьячкова-Тарасова, композиторов С. Танеева, М. Балакирева и др. Знакомили их с историей и фольклором своего народа. Благодаря подвижнической деятельности семьи Урусбиевых народное творчество балкарцев и карачаевцев нашло широкое отражение в русской и зарубежной историографии второй половины XIX в.

Большую работу по сбору народных мелодий балкарцев, кабардинцев, осетин и других народов Северного Кавказа провел известный музыкант Абаев Султанбек Асланбекович (1845-1888), родившийся в семье горского князья-таубия. После окончания Нальчикской школы в 1858 г. в качестве награды за отличную учебу он получил право продолжить свое образование в Ставропольской гимназии. Там же начал брать первые уроки игры на скрипке. В 1862 г. отцу С. Абаева удалось добиться его зачисления в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Учился он в классе выдающегося скрипача и композитора Генриха Венявского. Но из-за несвоевременной оплаты обучения не был допущен к выпускным экзаменам, в итоге ему не удалось официально завершить учебу. Вынужденно поступил на военную службу. В 1868 г. после смерти отца вернулся в родные края. Основная творческая деятельность С. Абаева прошла в г. Владикавказе, где он преподавал музыку в Реальном училище и в Ольгинской женской гимназии, работал в оркестре Терского казачьего войска, давал сольные концерты на скрипке. Активно участвовал в общественной жизни и в деле просвещения горцев Северного Кавказа. Талантливый музыкант сделал многое для приобщения земляков к русской и европейской классической музыке.

В августе 1940 г. (в разных источниках – 1938, 1939) в Кабардино-Балкарии был создан Балкарский хор. Вскоре Кабардинский и Балкарский хоры были объединены в Кабардино-Балкарский государственный хор в количестве шестидесяти человек под руководством А. М. Покровского. В феврале 1943 г. в г. Нальчике открылась Кабардино-Балкарская государственная филармония. Благодаря её активной работе жители республики регулярно знакомились с достижениями музыкального искусства народов многонациональной страны. Впоследствии ведущими солистами филармонии стали Л. Кульбаева, Т. Гергокова, З. Алтуева и др. 15 февраля 1960 г. в Кабардино-Балкарии был организован Союз композиторов (в разные годы в него вступили композиторы А. Байчекуев, М. Жеттеев, музыковед А. Рахаев и др.). В 1965 г. при Госкомитете по телевидению и радиовещанию был сформирован хор Гостелерадио КБР. Большой популярностью в республике пользовались солисты хора О. Отаров, С. Беппаев и др. 27 января 1968 г. в Кабардино-Балкарии состоялось торжественное открытие Государственного музыкального театра. Значительным событием также стало открытие в г. Нальчике Северо-Кавказского государственного института искусств, первым ректором которого был назначен А. Рахаев. С 90-х гг. XX в. песенное творчество балкарцев приобрело широкий размах, появился самый масштабный песенный фестиваль «Салам Алейкум!» (автор проекта и руководитель М. Этчеев), образованы самодеятельные эстрадные коллективы «Эрирей», «Таулан», «Жашлыкъ», «Иман» и др. Многие годы на сцене Государственного музыкального театра КБР блистали вокалисты И. Жанатаев, Г. Таукенова, М. Текуев, Ш. Наршаова. Сегодня большой популярностью у публики пользуется творчество современных исполнителей: А. Газаева, А. Текуева, А. Теппеева, Х. Гергокаева, Ш. Малкондуева, Э. Атмурзаева, А. Хуламханова, Ж. Туменовой и др.

Кульбаева Людмила Кубадиевна (1942-2010, на фото) – певица. Родилась в г. Саратове. Детство прошло в Средней Азии.Кульбаева Л. К. После восьмого класса поступила в Нальчикское медицинское училище. В период учебы активно участвовала в художественной самодеятельности. Окончив училище, она подала документы в Саратовскую государственную консерваторию им. Л. Собинова. Досрочно завершила обучение в вузе и получила специальность «Исполнительница песен народов мира». С 1968 г. была солисткой Государственной филармонии Кабардино-Балкарии. В 70-х гг. организовала вокально-инструментальный коллектив народной песни с участием прославленных баянистов братьев Бондаренко, с которым гастролировала по стране. В 1995-1998 гг. работала администратором танцевального фольклорно-этнографического ансамбля «Балкария». В концертный репертуар певицы вошли песни многих народов: «Сваток» (белорусская), «Сармахо» (кабардинская), «Бишалак» (казахская), «Верни мое счастье» (индийская), «Батрацкая» (польская), «Вниз по Волге – реке» (русская), «Двенадцать парней» (татарская), «Милая мама» (узбекская), «Забуду ли тебя?» (муз. М. Жеттеева, сл. Т. Зумакуловой), «Любовь к матери» (муз. А. Байчекуева, сл. Т. Зумакуловой), «Растет в Волгограде березка» (муз. Г. Пономаренко, сл. М. Агашиной) и др. В 1972 г. на Всесоюзном конкурсе исполнителей народной песни в г. Москве стала обладателем Первой премии. Дважды в 1975 и 1981 гг. ей присуждалась Государственная премия КБАССР в области литературы и искусства. Была известна не только как певица, но и как педагог (СКГИИ), подготовивший многих популярных исполнителей республики. В 1994 г. ей присвоено ученое звание «профессор». За заслуги в области вокального искусства удостоена почетных званий: «Заслуженный артист КБАССР» (1971), «Заслуженный артист РСФСР» (1980), «Народный артист РСФСР» (1985).

Артистическая деятельность «золотого голоса» Кабардино-Балкарии, исполнителя народных и современных балкарских и карачаевских песен Ульбашева Азнора Жанбековича (1929-2017, на фотоУльбашев А. Ж.) началась в тяжелый для родного народа период – в годы депортации. Родился в с. Шаурдат (ныне – Верхняя Балкария, КБР). В годы депортации (1944-1957 гг.) проживал в Талдыкурганской области Казахской ССР. Семья Азнора работала в корейском колхозе, где талантливого мальчика, умеющего играть на многих музыкальных инструментах, заметили и пригласили в оркестр корейского национального театра. После возвращения на родину в 1957 г. был принят в балкарскую труппу Кабардино-Балкарского госдрамтеатра, потом долгое время возглавлял районный Дом культуры в пос. Советском (ныне – Кашхатау). Занимался развитием художественной самодеятельности, солировал в фольклорном хореографическом ансамбле «Къуанч», с которым гастролировал не только по СССР, но и по Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии и др. Много труда он вложил в сохранение балкарского фольклора, сам сочинял песни, сатирические куплеты и комические сценки на актуальные темы. Кроме родного балкарского, хорошо владел русским, кабардинским, корейским, казахским, чеченским, ингушским и другими языками. В 2011 г. в Доме культуры Черекского района состоялся его юбилейный творческий вечер. В том же году культурным центром «Эльбрусоид» был выпущен СD-сборник «Поёт Азнор Ульбашев». За большой вклад в развитие самодеятельного народного творчества и многолетний труд присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель культуры КБР» (1957), «Народный артист КБР» (2011). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За трудовую доблесть», Почетной грамотой КБР (2005).

Отаров Омар Магомедович (1916-2002, на фото) – певец, сказитель карачаево-балкарских народных песен. Родился в с. Гирхожан (ныне – г. Тырныауз, КБР).Отаров О. М. Хороший слух и музыкальные способности позволили Омару с малых лет окунуться в богатый мир народных песен. Пел в школьном хоре, а летом, когда отец брал его помощником на горные пастбища, часто слушал старинные песни в исполнении пастухов. Постепенно сам начал петь народные песни в кругу друзей, на свадьбах, на вечерах художественной самодеятельности в сельском клубе, а затем и на смотрах народных талантов в г. Нальчике. Однажды в школу приехали директор республиканского Дворца пионеров А. А. Калмыкова и художественный руководитель только что созданного Кабардинского государственного хора А. М. Покровский с целью отбора способных ребят для Балкарского хора. Прослушав пение О. Отарова, они пригласили его в г. Нальчик. В сентябре 1938 г. юношу взяли в хор Кабардино-Балкарского радио. Школу певческого мастерства он прошел у известных композиторов А. Покровского, Т. Шейблера и А. Авраамова. В 1940 г. национальные хоры объединились и был организован Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски. В нём и началась трудовая деятельность О. Отарова, благодаря которому большое количество лирических, бытовых, обрядовых песен вошло в репертуар хора. Он наизусть знал сотни песен и исполнял их с подлинным мастерством. Во время Великой Отечественной войны А. М. Покровскому удалось оставить певца в хоре. Но 8 марта 1944 г. весь балкарский народ был выслан в Среднюю Азию и Казахстан. Много трудностей выпало на долю О. Отарова, местом ссылки которого стал г. Фрунзе (Киргизская ССР). Ему удалось устроиться хористом Киргизской госфилармонии им. Токтогула, чуть позже – Киргизского государственного радиокомитета. Случайно узнав о гибели отца на фронте, он с горя сказал: «Сталину тоже осталось недолго». Вскоре был арестован и выслан в Хабаровский край, на так называемый «трудовой фронт». В течение долгих восьми лет, выполняя тяжелые работы, О. Отаров не переставал петь. Когда до него дошла радостная весть о том, что балкарцам разрешили вернуться на родину, одним из первых собрался в дальний путь. В г. Нальчик он приехал 29 апреля 1957 г. и вновь начал петь в хоре Республиканского радиокомитета. За сорок с лишним лет творческой деятельности выступил на многочисленных концертах в республике и за ее пределами. За заслуги в развитии музыкального искусства награжден Почетной грамотой Президиума ВС КБАССР (1961), присвоены почетные звания «Заслуженный артист КБАССР» (1965), «Народный артист КЧР» (2001), отмечен Почетной грамотой КБР (2001). 22 мая в 2002 г. выдающийся певец-сказитель ушел из жизни. Его именем назван конкурс на лучшее исполнение карачаевской и балкарской народной песни, который ежегодно, в День возрождения балкарского народа, проводится в г. Тырныаузе. В честь певца на здании Дома радио в г. Нальчике на ул. Ногмова установлена мемориальная доска.

У истоков профессиональной музыкальной культуры Кабардино-Балкарии стоял Беппаев Сергей Маштаевич (1935-2012, на фотоБеппаев С. М.) – первый балкарский профессиональный певец, композитор. Родился в с. Нижний Чегем (КБР). В 1956 г. окончил вокальное отделение Фрунзенского музыкального училища. После возвращения на родину был принят солистом в Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски, где он не только пел, но и вёл концертные программы творческого коллектива. В 1957 г. на Декаде культуры и искусства Кабардино-Балкарии в г. Москве в Большом театре в его исполнении прозвучала трагическая народная песня «Гапалау». За это выступление певец был награжден медалью «За трудовую доблесть». В 1960-1961 гг. был солистом Госфилармонии, а с 1963 г. – солистом хора Комитета по телевидению и радиовещанию КБАССР. В 1975 г. окончил историко-филологический факультет КБГУ. Часто гастролировал не только в республиках Северного Кавказа, но и в других регионах страны. Благодаря ему были возрождены многие забытые мелодии балкарского народа. За 35 лет творческой деятельности артист исполнил более 200 песен, ко многим из которых сам написал стихи или музыку («Ты не забудь меня», «А сердце ждет», «Песня о друге», а также «Гапалау», «Длинный год», «Нальчикские вечера», «Песня о Кавказе», «Песня о Нальчике» и многие др.). Было выпущено более 50 пластинок с записями певца, из которых самой знаменитой стала песня «Кечеле, кечеле…», которую в буквальном смысле пела вся республика. За заслуги в области вокального искусства присвоено почетное звание «Заслуженный артист КБАССР» (1960). За успешную концертную деятельность удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола КБАССР (1968).

Таукенова Галина Малкарбиевна (1943, на фото) – певица, педагог. Родилась в пос. Кашхатау (КБР). В 1944-1957 гг. с семьей жила в Киргизской ССР.Таукенова Г. М. В 1963 г. поступила на вокальное отделение Нальчикского музыкального училища. В 1964-1969 гг. училась в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС, курс Г. Ансимова). С 1969 г. – солистка Музыкального театра. Первый её выход на профессиональную сцену состоялся в роли Любаши в оперетте К. Листова «Севастопольский вальс». В сольную концертную программу вошли классические произведения, романсы, эстрадные, лирические, карачаево-балкарские народные песни («Сольвейк» Э. Грига, романсы «Гори, гори, моя звезда», «Ночь светла», «Не пробуждай воспоминаний», «Я ехала домой», «Тебе навстречу» М. Жеттеева, «Песня горянки» Б. Каширгова, «Гапалау», «Песня Али» и многие др.). В 2004 г. в Музыкальном театре г. Нальчика прошел юбилейный концерт певицы, а в 2006 и 2008 гг. состоялись её сольные концерты. С 2000 г. преподает в Нальчикском колледже культуры и искусств по классу вокала, а также ведет студию балкарской песни в Республиканском центре эстетического воспитания им. Ж. Казаноко. Многие её ученики стали лауреатами и победителями различных престижных музыкальных конкурсов. Г. Таукенова – депутат Парламента КБР от Всероссийской политической партии «Единая Россия», член Политсовета партии. В 2011 г. женсовет г. Нальчика наградил её дипломом, кубком, премией и присвоил почетный титул «Женщина года» в номинации «Культура». За достижения в области вокального искусства удостоена почетных званий: «Заслуженный артист КБАССР» (1976), «Заслуженный артист РСФСР» (1982), «Народный артист КЧР» (2008).

Текуев Махмуд Масхудович (1935, на фото) – певец, педагог. Родился в с. Гунделен (КБР). Детство прошло в с. Ровно Казахской ССР.Текуев М. М. В 1954 г. поступил в Ташкентское государственное музыкальное училище им. Х. Х. Ниязи. Учебу совмещал с работой хориста в Музыкальном театре им. М. А. Мукими. После возвращения на родину в 1958 г. был принят преподавателем в Нальчикское музыкальное училище и солистом-вокалистом Кабардино-Балкарской госфилармонии. В 1959 г. поступил в Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. С 1963 г. успешно совмещал артистическое творчество и педагогическую деятельность в Нальчикском музыкальном училище (в числе его воспитанников – Г. Таукенова, З. Бапинаев и др.). В 1969 г. участвовал в постановке первого оперного спектакля в Кабардино-Балкарском музыкальном театре «Свадьба Фигаро» В. Моцарта. В концертный репертуар певца вошли западная и русская классика, советские эстрадные шлягеры, песни на стихотворения балкарских поэтов «Зульфия» (муз. М. Жеттеева, сл. М. Мокаева), «Гордость горца» (муз. А. Рахаева, сл. К. Кулиева), «Сени терезенг» / «Твое окно» (муз. М. Жеттеева, сл. И. Маммеева) и др. Является составителем нотных сборников «Эшитемисе...» («Услышь меня...»), «Кюн ахшы болсун, адамла!» («Доброго дня вам, люди!»: песни на стихи Т. Зумакуловой), «Зажги, любовь, еще одну звезду…: песни к юбилею А. Кешокова», «На мир смотрите добрыми глазами: песни и романсы на стихи К. Кулиева», «Кабардинские и балкарские народные песни» и др. Им выпущены CD-альбом с записью голоса К. Кулиева и песен на его стихи в исполнении выдающихся певцов России и Кабардино-Балкарии, аудио-диск «Поет Махмуд Текуев» и видео-альбом «Песни родного края». Фирмой грамзаписи «Мелодия» выпущены три долгоиграющие пластинки М. Текуева («Поёт Махмуд Текуев», «Песни композиторов Кабардино-Балкарии: поёт Махмуд Текуев», «Тропинка любви: поет Махмуд Текуев»). За активную гастрольную деятельность удостоен премии Ленинского комсомола КБАССР (1972). За заслуги в развитии музыкального искусства присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КБАССР» (1974), «Народный артист КБАССР» (1986). За вклад в развитие национальной культуры удостоен Почетной грамоты Парламента КБР (2005). С 2001 г. является доцентом кафедры вокального искусства СКГИИ.

Газаев Алим Махмудович (1972, на фото) – певец, исполнитель народных и современных эстрадных песен. Родился в с. Хасанья (КБР).Газаев А. М. Учился на вокальном отделении Нальчикского музыкального училища, но не завершил обучение. Выступал в составе вокально-инструментальной группы «Алмасту», созданной в 1989 г. В 1990-1992 гг. служил в армии, после демобилизации продолжил артистическую деятельность в составе группы. В 1992 г. был записан первый альбом творческого коллектива. В 1994 г. группа «Алмасту» стала лауреатом песенного фестиваля «Салам Алейкум» (КБР). Балкарская народная песня «Гапалау», прозвучавшая на фестивале в оригинальной аранжировке, на многие годы стала визитной карточкой певца. В 1995 г. на международном конкурсе-фестивале музыкального творчества тюркской молодежи «Урал-Моно» в г. Уфе группа «Алмасту» завоевала Гран-При. В 1996 г. А. Газаев признан «Певцом года КБР». В 1995-1998 гг. был солистом хора Гостелерадио КБР. С 1996 г. по предложению знаменитого балетмейстера М. Ульбашева начал сотрудничать с фольклорно-этнографическим ансамблем танца «Балкария». В составе ансамбля гастролировал по Франции, Бельгии, Германии, Турции, Иордании, Италии. В 1998 г. певец стал лауреатом и обладателем диплома Международного фестиваля тюркских народов «Науруз» (Республика Казахстан). В его репертуар вошли песни на французском, турецком, чеченском, кабардинском, балкарском и русском языках. Написал музыку на стихотворения балкарских поэтов («Ата-ана, бизни сыйлы юйюбюз» / «Родители – наше пристанище»), «Аллах бизге сюймеклик жазды» / «Господь нас любовью одарил» К. Мечиева; «Балалы къуш» / «Орлица», «Женщина купается в реке» К. Кулиева и др.). В сотрудничестве с музыкальной редакцией вещания на балкарском языке Гостелерадио КБР певец записал десятки народных песен, а также выпустил несколько CD и DVD-альбомы («Къарачайым-Малкъарым» / «Мой Карачай – Моя Балкария», «Поёт Алим Газаев» и др.). За вклад в развитие национального музыкального искусства присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КБР» (2000), «Заслуженный артист РИ», «Народный артист КЧР» (2006), «Народный артист КБР» (2009).

Текуев Амырбий (Амурби) Ханапиевич (1964, на фото) – певец, исполнитель народных и современных эстрадных песен. Сценический псевдоним – «Амур Текуев».Текуев А. Х. Родился в с. Первомайском (КЧР), но вырос в с. Новая Балкария (КБР). Окончил Терский сельскохозяйственный техникум (филиал Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии, г. Прохладный) по специальности «Ветеринария»; Московский гуманитарно-экономический институт (филиал, г. Нальчик) по специальностям «Юриспруденция» и «Экономика». С 1987 г. был участником группы «Жашлыкъ» («Молодость»), в составе которой неоднократно занимал призовые места в региональных и командных конкурсах. С 1994 г. выступает сольно. Значительное место в творчестве певца отводится романсам и ремейкам популярных российских и зарубежных хитов («Джамиля», «Знаю», «Лей, ливень, не жалей», «Однообразные мелькают», «Аиша», «Это здорово», «На меньшее не согласен», «Русская баллада», «Натали», «Лабиринт», «Все для тебя», «Королева вдохновенья», «Я дышу», «Помолимся за родителей» и др.). В его репертуаре есть и песни собственного сочинения («Жангы Малкъарым» / «Моя Новая Балкария», «Асият», «Анам» / «Мама», «Кель ариум» / «Приди, красавица» и др.). На ряд композиций сняты видеоклипы («Ашк», «Асият», «Любви река», «Прости», «Время любви» и др.). Студией «Звук-М» выпущены два CD-альбома певца. А. Текуев – лауреат ежегодной общекавказской премии этномузыкального канала «9 Волна». Певец достойно представляет родную Кабардино-Балкарию на престижных всероссийских и международных конкурсах и фестивалях (занял первые места в конкурсах «Голос Азии» (г. Алма-Ата, Казахстан), «Урал-Моно» (г. Уфа), «Конкурс тюркских народов мира» (г. Казань), «Московский конкурс вокалистов»). За заслуги в области вокального искусства присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КБР» (2005), «Заслуженный артист РИ» (2006), «Народный артист КБР» (2017).

Теппеев Алим Абдулхалимович (1975, на фото) – певец. Родился в с. Безенги (КБР). Окончил отделение народного пения Северо-Кавказского государственного института искусств (СКГИИ).Теппеев А. А. В 1992 г. стал лауреатом конкурса «Нальчикские зори». Во время учебы в вузе вместе со своими однокурсниками создал вокально-инструментальный ансамбль «Кавказ». В 1996-1998 гг. был солистом группы «Иман», организованной композитором Музафаром Этчеевым. В 1998 г. на международном конкурсе-фестивале музыкального творчества тюркской молодежи «Урал-Моно» группа завоевала Гран-При. Через год на этом же конкурсе, но уже в качестве самостоятельного вокалиста, занял первое место. Затем началась его сольная карьера. Певец один год отучился в Саратовской консерватории, участвовал в различных отечественных и международных (Италия, Испания, Франция) песенных фестивалях. Академическому пению он учился у народной артистки России, лауреата Государственной премии КБР, заведующей кафедрой вокального искусства, профессора СКГИИ Н. К. Гасташевой. В концертный репертуар певца вошли ставшие популярными в 70-80-х гг. лирические песни И. Жанатаева и С. Беппаева. А. Теппеев – актер Балкарского госдрамтеатра им. К. Кулиева, играет характерных персонажей. В настоящее время он очень востребован – его постоянно приглашают принять участие в концертах, проходящих в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае, Республике Казахстан, в г. Москве и др.

Байчекуев Абидин Мутаевич (1940-1986, на фото) – композитор, член Союза композиторов СССР (1979). Родился в с. Кёнделен.Байчекуев А. М. С 1944 г. вместе с семьей находился в депортации в Киргизской ССР. В 1957 г. вернулся на родину. В том же году был приглашен во вновь созданную балкарскую труппу Кабардино-Балкарского госдрамтеатра. В 1958 г. поступил в балкарскую студию при Московском театральном училище им. М. С. Щепкина. После завершения учебы работал актером балкарской труппы Кабардино-Балкарского госдрамтеатра. Но мечта стать музыкантом и композитором привела А. Байчекуева на факультет композиции Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова (с 1991 г. – Бакинская музыкальная академия). Молодой композитор плодотворно работал над повышением своего профессионального уровня, часто консультировался с известными композиторами М. Кажлаевым, Ф. Ахметовым и др. Кроме вокальной музыки он написал и инструментальные сочинения. В 1973 г. уехал в ГДР, где ему предложили работу в Советском культурном центре в г. Берлине. В 1977 г. вернулся в Кабардино-Балкарию. Работал в системе Министерства культуры КБАССР, затем возглавил Республиканское хоровое общество. Песни композитора стали популярными в республике. Вместе с сотрудниками КБНИИ он часто ездил по балкарским и карачаевским сёлам, собирал, записывал и переводил на ноты музыкальный фольклор. В 1980 г. вышел сборник песен А. Байчекуева с предисловием известного балкарского поэта К. Кулиева. В 1983 г. с целью популяризации хорового искусства композитор издал для детей сборник песен местных авторов на кабардинском, балкарском и русском языках. В том же году им созданы кантата по поэме К. Кулиева «Горская поэма о Ленине», симфоническая поэма «Напевы родной земли», увертюра «Кабардино-Балкария» и ряд фортепьянных миниатюр. В соавторстве с композитором А. Двоскиным А. Байчекуев написал балет «Баксанская баллада» на либретто Т. Зумакуловой. Активно занимался журналистской и культурно-просветительской деятельностью. В 1981 г. за большой вклад в музыкальную культуру присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств КБАССР». В 1985 г. стал лауреатом Республиканской премии КБАССР в области литературы и искусства. В 1986 г. в расцвете творческих сил ушёл из жизни. В 1988 г. вышла в свет его книга «Слово о музыке», посвященная истории карачаево-балкарского песенного творчества и особенностям становления профессиональной музыки. Произведения композитора вошли в сокровищницу профессиональной музыки народов Кабардино-Балкарии.

Казиев Билял Асланмырзаевич (1879-1961, на фото) – музыкант, исполнитель на национальной гармонике. Родился в с. Коспарты (ныне – Верхняя Балкария, КБР).Казиев Б. А. Игре на гармони его научила родственница, а игру на свирели освоил самостоятельно. В 1931 г. участвовал в Первой Кабардино-Балкарской областной олимпиаде искусств, в 1934 г. – в Спартакиаде народов Северного Кавказа в г. Пятигорске. В том же году за высокие достижения в области культуры был награжден часами и именной гармонью. С 1940 г. работал гармонистом Балкарского государственного хора. Не зная нотной грамоты, он стал великолепным импровизатором и наизусть играл более ста балкарских наигрышей, танцевальных мелодий и народных песен. В начале войны ему было уже за 60 лет, поэтому не был призван в армию. В 1942 г. помогал рыть противотанковые рвы под г. Прохладным. После работы для уставших людей играл на гармони. В период оккупации Кабардино-Балкарии активно помогал партизанам, за что был награжден медалью «За победу в Великой Отечественной войне». В годы насильственного выселения балкарцев в Среднюю Азию и Казахстан он стоически перенес выпавшие на долю спецпоселенцев трудности. Вернувшись на родину уже в пожилом возрасте, активно включился в жизнь Кабардино-Балкарии – участвовал в республиканских и северокавказских фестивалях. Часто в его исполнении звучали балкарские народные мелодии «Прибытие невесты», «Выход невесты», «Введение невесты в дом», «Орайда невесты», «Дорожная песня», «Тегерек-тепсеу», «Гапалау», «Исламей чегемский» и многие др. Б. Казиева хорошо знали не только в родной республике, но и на всем Северном Кавказе. Он талантливо исполнял танцевальные мелодии кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев. В фонотеке республиканского радио хранятся записи его игры, включенные в золотой фонд музыкальной культуры народов Кабардино-Балкарии. Именем виртуозного исполнителя и неутомимого пропагандиста балкарской национальной музыки названа улица в с. Хасанья (КБР).

Рахаев Анатолий Измаилович (1953, на фото) – музыковед, доктор искусствоведения, профессор. Родился в г. Фрунзе Киргизской ССР.Рахаев А. И. В 1972 г. окончил Нальчикское музыкальное училище, в 1977 г. – Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. После завершения учебы в вузе служил в армии. В 1981 г. окончил очную аспирантуру Ленинградской государственной консерватории, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Балкаро-карачаевский эпос и его значение в культуре народа». В 1981-1989 гг. работал старшим научным сотрудником, заведующим сектором искусствоведения Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики. В 1990-1992 гг. был директором Нальчикского филиала Воронежского государственного института искусств. В 1992 г. стал основателем и первым ректором Северо-Кавказского государственного института искусств (СКГИИ). В 1996 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Народное песенное искусство Балкарии и Карачая». В 1999-2004 гг. был заместителем министра культуры РФ, в 2004-2005 гг. – консультантом Счетной Палаты РФ, в 2005-2006 гг. – первым заместителем художественного руководителя-директора Государственного академического Мариинского театра (г. Санкт-Петербург). Был избран депутатом Нальчикского городского Совета местного самоуправления и Парламента КБР четвертого созыва (занимал должность Председателя комитета по культуре, был сопредседателем комитета по межнациональным отношениям). В апреле 2006 г. единогласно был избран на должность ректора СКГИИ. Внёс огромный вклад в тюркское и общероссийское этномузыкознание. Является автором многочисленных научных публикаций по вопросам истории народной музыки балкарцев и карачаевцев («Песенная поэтика Балкарии», 1988; «О музыке нартского эпоса Балкарии и Карачая», 1994; «Традиционный музыкальный фольклор Балкарии и Карачая», 2002 и др.), а также по вопросам менеджмента в сфере культуры. А. Рахаев – член Союза композиторов РФ, действительный член Международной академии наук высшей школы, Международной академии информатизации, Международной тюркской академии, Петровской академии наук и искусств. В 2000 г. ему присвоен квалификационный разряд «Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса». Награжден орденом Дружбы (2003), медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), Памятным знаком «За службу на Кавказе» (2003), высшей наградой Республики Северная Осетия-Алания – медалью «Знак Почета» (1993). Присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель искусств КБР» (1993), «Заслуженный деятель искусств РИ» (2008), «Заслуженный деятель искусств КЧР» (2008), «Заслуженный деятель искусств РСО-Алания» (2008).