Музыка

В конце XIX в. основными музыкальными инструментами казаков были гармошка, барабаны, дудки («пищалки») из камыша. В некоторых станицах имелись казенные оркестры (духовые и струнные), включавшие в себя и горские музыкальные инструменты (зурну, бубен и др.). Скрипки были распространены у казаков украинского происхождения. Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устного творчества. Самым популярным фольклорным жанром были песни, широкому бытованию которых способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ всем «миром». В жанровом отношении песенный фольклор терских казаков можно разделить на обрядовые, календарные, героические, исторические и лирические песни. Отличались разнообразием и свадебные песни: были песни, исполнявшиеся только на вечеринках, песни, распеваемые при расплетении косы, при поездке молодых в церковь и обратно, за свадебным столом. Почти повсеместно на свадьбах и других праздниках исполняли общерусские песни «Вниз по матушке, по Волге», «Ой, вы сени, мои сени», «Гуляет по Дону казак молодой» и др. Войсковое начальство поощряло увлечение казаков пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. В настоящее время четырнадцать вокальных и хоровых коллективов Прохладненского района Кабардино-Балкарии в своей концертной деятельности исполняют казачьи народные песни. В чистом виде сохранён казачий песенный фольклор в станицах Екатериноградской и Солдатской. Кладезем казачьей песни является фольклорный коллектив «Казачка», а его достойным преемником считается детский коллектив «Калинушка». В образцовом детском ансамбле «Родничок» через использование народного фольклора с детства прививают любовь к казачьей песне. Настоящими хранителями традиционной казачьей песенной культуры выступают хоровые коллективы станицы Солдатской и селения Прималкинское. Элементы песенной культуры используют в своей творческой деятельности вокально-хоровые группы селений Ново-Полтавское, Красносельское, Черниговское, Саратовское и Янтарное.

Нальчикский народный казачий хор «Родник» Своеобразно интерпретируют казачьи песни творческий коллектив «Любава» и детский ансамбль «Поветруля» из с. Пролетарское. Нальчикский народный казачий хор «Родник» (на фото 1) не раз представлял Кабардино-Балкарию на различных фестивалях и конкурсах за пределами республики. С 2003 г. его художественным руководителем и дирижером является Придиус Ольга Михайловна. Много лет многонациональный творческий коллектив дает концерты для отдыхающих санатория им. С. Кирова и выступает на городских и республиканских праздниках. В обширный репертуар хора вошли не только колоритные народные песни, но и классические произведения.

В 1996 г. в Кабардино-Балкарии был создан профессиональный коллектив – Государственный ансамбль песни и пляски терских казаков (на фото 2Государственный ансамбль песни и пляски терских казаков, сайт ансамбля). Со дня основания творческого коллектива его художественным руководителем является заслуженный деятель искусств КБР (2004) Бочарова Галина Борисовна. Администрация Прохладненского муниципального района предоставила ансамблю помещение и создала необходимые условия для творческого развития. Репертуар ансамбля разнообразен и включает казачьи, русские, украинские песни и инструментальные наигрыши. Артисты стараются изучать, сохранять, пропагандировать и передавать по наследству традиционную музыкальную культуру терских казаков. Славу ансамблю создают артисты Владимир Виско, Ольга Шеина, Елена Сердобинцева, Василий Шеин, Виктор Клюй, Ольга Горбунова и многие др. Творчество самобытного коллектива, страстного пропагандиста казачьей культуры, традиций и обычаев среди многонациональных народов Северного Кавказа, хорошо известно не только в республике, но и далеко за её пределами. Ансамбль постоянно участвует в общероссийских, региональных и республиканских мероприятиях, посвященных Международному женскому дню, Дню возрождения балкарского народа, Дню Победы, Дню славянской письменности, Дню работников культуры, Дню адыгов, Дню народного единства и многих др. Он успешно гастролировал по Ставропольскому краю, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Грузии и др.Фестиваль «Казачья станица» В 2017 г. на VII Международном фестивале «Казачья станица – Москва» в номинации «Вокал» ансамбль песни и пляски терских казаков из КБР занял второе место (на фото 3). Фестиваль «Казачья станица» – единственное в своем роде мероприятие, масштабно представляющее самобытную культуру и историю российского казачества. За высокие творческие достижения, пропаганду и сохранение художественного наследия традиционного казачьего творчества Государственный ансамбль песни и пляски терских казаков награжден Дипломом лауреата фестиваля казачьих ансамблей Союза казаков России «Казачий круг во Славу Отечества» (1999), Юбилейной Почётной грамотой Российского казачества (2000), Почётной грамотой первой степени на фестивале славянской культуры «Славянская сторона» (2001), Дипломом и вымпелом первой степени на краевом фестивале «Казачий пикет» (2002) и др., а также многочисленными благодарственными письмами.

Не один десяток лет радует зрителей своим исполнительским мастерством Народный ансамбль песни терских казаков (руководитель – О. П. Шеина) Прохладненского района КБР. Ансамбль создан в 1991 г. заслуженным работником культуры РФ, заслуженным артистом КБР А. Н. Кашкуриным. В 1992 г. творческому коллективу присвоено звание «Народный». В 2001 г. ансамбль возглавил заслуженный работник культуры КБР Н. И. Дёменский, а с июля 2015 г. им руководит О. П. Шеина. В репертуар ансамбля входят казачьи, русские народные, фольклорные и авторские песни. Коллектив объездил с концертами весь Северный Кавказ – участвовал в региональных фестивалях Республики Адыгея, в городах Прохладном, Нальчике, Ставрополе, Владикавказе, Моздоке, станице Курской и др.

Хор старинной казачьей песни «Мы – терские казаки» муниципального казенного учреждения культуры «Дом культуры станицы Котляревской» Майского района был образован в 1976 г. За годы своей работы он успел заслужить звание народного, неоднократно становился лауреатом различных конкурсов и смотров, премировался дипломами и грамотами фестивалей «Моя Кабардино-Балкария», «Мой край – Кабардино-Балкария», славянской культуры «Купола Кавказа», «Национальной культуры», «Битва хоров», грамотами и дипломами различных уровней. В репертуаре хора – старинные и современные казачьи песни.Вокальная группа «Казачий двор» C 1996 г. к хору была присоединена танцевальная группа народных танцев «Терские узоры». Ансамбль песни и танца постоянно участвует во всех культурно-массовых мероприятиях станицы Котляревская, Майского района и Кабардино-Балкарской Республики, выступал на сценах Дагестана, Северной Осетии-Алании, Ставропольского края. В 2017 г. за большой вклад в развитие культуры и искусства и многолетний добросовестный труд руководителю хора старинной казачьей песни «Мы – терские казаки» Москаленко Александру Павловичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры КБР» [5]. На фото 4 – вокальная группа «Казачий двор» (руководитель А. П. Москаленко).

Немалый вклад в хоровое искусство Кабардино-Балкарии внёс талантливый композитор, теоретик музыки Авраамов (Краснокутский) Арсений Михайлович (1886-1944, на фотоАвраамов А. М.). Родился на хуторе Малый Несветай Ростовского округа в семье казачьего полковника. В 1935 г. был направлен в г. Нальчик. В течение многих лет собирал музыкальный фольклор народов Кавказа, в том числе и Кабардино-Балкарии. Кропотливо изучив фольклор кабардинского народа, он сумел найти наиболее приемлемые и доходчивые для широкого круга слушателей музыкальные и хоровые формы изложения, как при обработке старинных народных песен, так и при создании новых оригинальных. В лирических песнях, написанных им на слова кабардинского поэта-просветителя Али Шогенцукова, он воспел созидательный труд молодой республики («Песня о колхозе», «Лина – трактористка», «Накулен», «Хамид», «Колыбельная» и др.). Талантливый композитор обработал кабардинские («Песня об Андемиркане», «Мартина», «Озов Мурат» и др.) и балкарские («Гапалау», «Об отважном джигите Мисирби», «Долай» и др.) народные песни для хора и солиста, которые пользовались большой любовью слушателей. Творчество музыканта и педагога вошло в золотой фонд музыкального искусства Кабардино-Балкарии и явилось одной из значительных страниц в истории профессиональной музыкальной культуры республики.