Музыка

Истоки древнейшей адыгской музыкальной культуры восходят к устной фольклорной традиции. Наиболее ярко музыкальное мышление народа сохранилось в нартском эпосе и обрядовом фольклоре. Покровителем музыкального искусства адыгов считался нарт Ашамез – прекрасный музыкант, обладатель мифической флейты. Основные виды нартских сказаний-пшинатли (пшыналъэ) имеют песенную форму. Под общим названием песня (уэрэд) известны героические, трудовые, бытовые, исторические, колыбельные (лэу-лэу), песни-плачи об умерших (гъыбзэ) и др. Исполнителями и непосредственными создателями песен и их мелодий являлись народные певцы – джэгуакIуэ. Они выступали не только хранителями богатейшего наследия прошлого своего народа, но и сопровождали воинов во время боя, вдохновляя их на борьбу, оплакивая погибших, прославляя героев и высмеивая трусов. В целом песни и сказания народных певцов внесли большой вклад в воспитание подрастающего поколения, в укрепление и распространение лучших обычаев и традиций.Кабардинские знатоки и исполнители нартского эпоса, слева-направо: Хасан Хавпачев, Каншоби Бацежев, Зарамук Кардангушев Для многих песен была характерна сольно-групповая манера исполнения (солист пел или речитировал основную мелодию песни, остальные участники хором подпевали припев – ежьу). Иногда основная мелодия исполнялась на музыкальном инструменте. У кабардинцев бытовали оригинальные музыкальные инструменты: шичапшина (скрипка с тремя струнами и смычком из конского волоса), апапшина (щипковый), бжамий (род флейты), накыра (духовой), пхацыч (трещотка), камыль (продольные флейты), пшинадыкуако (арфа угловая) и др. Также известен щипковый музыкальный инструмент типа балалайки – «пхъэпшынэ». На фото – кабардинские знатоки и исполнители нартского эпоса, слева направо: Хасан Хавпачев (с шичапшиной, из с. Кахун), Каншоби Бацежев (с пхацычем, из г. Нарткалы), Зарамук Кардангушев (из г. Нальчика). О времени возникновения тех или иных национальных инструментов говорить сложно, но бжамий и камыль упоминаются в нартском эпосе.

Танцевальная музыка считается наболее развитым пластом инструментальной музыки кабардинцев. Музыкальное искусство народа не развивалось изолированно и носило на себе следы влияния соседних народов. В частности, русская гармоника, прочно вошедшая в XIX в. в состав кабардинских народных музыкальных инструментов, сопровождала национальные танцы. Сначала на ней играли исключительно женщины, а чуть позже появились и мужчины-гармонисты. Блестящим исполнительским мастерством игры на гармонике обладали К. Сижажев, А. Кушхов, К. Каширгова, Х. Кунижев, М. Пшихачев, И. Кажаров, Г. Бирмамитова, Л. Тешева, А. Кодзов, Х. Сохов и др.

1 февраля 1939 г. состоялось первое публичное выступление Кабардинского государственного хора (художественный руководитель – А. Покровский, позже – Б. Мизов, М. Кунижев), усилиями которого удалось сохранить множество народных песен и характерные черты национальной исполнительской манеры. В 1943 г. в г. Нальчике была открыта Кабардино-Балкарская государственная филармония, а в 1947 г. организован симфонический оркестр. Это создало условия для быстрого развития профессионального музыкального искусства. Большой популярностью в республике пользовались профессиональные вокальные исполнители – народные артисты КБАССР М. Бесчокова и Х. Кунижев (исполнитель старинных народных песен), заслуженные артисты РСФСР И. Шериева и В. Куашева, заслуженные артисты КБАССР С. Богатыжева и В. Кодзоков, заслуженный артист КБАССР, РСФСР и ЧИАССР А. Пачев и многие др.; пианистка, заслуженная артистка КБАССР Е. Борсокова; хормейстеры, заслуженные артисты РСФСР Б. Бленаова (первый дирижер среди горянок Северного Кавказа) и М. Кунижев; дирижёры Х. Афаунов, Н. Шабатуков и др.

В Кабардино-Балкарии функционировали музыкальное училище (с 1956), культурно-просветительское училище (с 1960), музыкальный театр (с 1968), детские музыкальные школы. Признанным хранителем музыкального наследия республики стал хор Гостелерадио КБР (с 1965), в репертуаре которого имелось немало уникальных народных песен-сказаний, песен-плачей и др. В 1959 г. создана творческая организация деятелей профессиональной музыки – Союз композиторов КБАССР. Композиторское искусство развивалось на основе национальных традиций: музыкальный фольклор синтезировался с классическими формами и методами. Впервые в истории кабардинцев появились национальные оперы, балеты и симфонии. Имена и произведения композиторов Х. Карданова, В. Молова, М. Балова, Т. Блаевой, Дж. Хаупы, З. Жирикова, А. Казанова и других известны не только в Кабардино-Балкарии, но и далеко за её пределами. В развитие музыкальной культуры республики, наряду с профессиональными композиторами, внесли свою лепту композиторы-мелодисты Б. Кабардоков, И. Шериева, Б. Каширгов и др. Из современных кабардинских вокальных исполнителей большой популярностью у зрителей пользуются Н. Гасташева, З. Тутов, Х. Маремуков, К. Котов, А. Хупсергенов, М. Батыров, А. Ташло, М. Даова, Ч. Нахушев, О. Сокурова, И. Даурова, С. Тхагалегова, М. Барагунова, С. Хажироко, А. Цавкилов, Х. Шалов и др. В Кабардино-Балкарии популярен и симфонический оркестр Государственной филармонии, которым до недавнего времени руководил народный артист РФ Б. Темирканов. Его старший брат, народный артист СССР Ю. Темирканов является одним из крупнейших дирижеров современности. Важный вклад в развитие музыкального искусства республики внесли музыковеды Х. Хавпачев, Б. Ашхотов, Ю. Карданова и др.

Гасташева Наталья Казбулатовна (1940, на фото) – певица, педагог. Родилась в г. Тереке (КБР). В 1957 г. поступила на вокальное отделение Нальчикского музыкального училища.Гасташева Н. К. В 1965 г. окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л. Собинова по специальности «Оперная певица». В 1965-1968 гг. была солисткой-вокалисткой Государственного ансамбля «Кабардинка», в 1969-1994 гг. – солисткой Кабардино-Балкарской государственной филармонии. Активно участвовала в правительственных концертах, в проведении декад в областях и краях СССР, в программах Съездов композиторов в г. Москве, в концертах по линии Росконцерта и Госконцерта. В 1970-1980 гг. часто гастролировала с сольными концертами по стране. В её концертный репертуар входили классические произведения, композиции отечественных и национальных авторов: партии Виолетты («Травиата» Дж. Верди), Керубино («Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта), Людмилы («Руслан и Людмила» М. Глинки), Мадины («Мадина» М. Балова, Х. Карданова), Сильвы («Сильва» И. Кальмана), «Ночь светла» (муз. М. Шишкина, сл. М. Языкова), «Темно-вишневая шаль» (муз. и сл. неизвестного автора), «Только раз» (муз. Б. Фомина, сл. П. Германа), «Утро туманное» (муз. В. Абаза, сл. И. Тургенева), «Белая голубка» (муз. Х. Карданова, сл. А. Кешокова), «Весенняя песенка» (муз. М. Жеттеева, сл. К. Кулиева), «Долинск и розэхэр» («Розы Долинска», муз. В. Молова, сл. С. Жилетежева) и др. С 1992 г. совмещала творческую деятельность с преподавательской работой в Северо-Кавказском государственном институте искусств (СКГИИ) на должности заведующей кафедрой вокального искусства. В 1995 г. присвоено звание «профессор». Среди выпускников талантливого педагога есть дипломанты и лауреаты различных вокальных конкурсов, в том числе и международных. Н. Гасташева – член Президиума Совета по вокальному искусству РФ, организатор и председатель жюри Северокавказского открытого конкурса вокалистов, впоследствии названный её именем. За выдающиеся заслуги в области исполнительского искусства присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КБАССР» (1971), «Заслуженный артист РСФСР» (1975), «Народный артист РСФСР» (1980, единственная на Северном Кавказе певица, удостоенная этого звания). Лауреат Государственной премии КБАССР (1972) и Республиканского конкурса «Лицо года». Награждена Почетными грамотами КБР (2005), Парламента и Правительства КБР (дважды), медалью Международного Черкесского фонда «За многолетнее и плодотворное служение КБР и своему народу в области культуры и музыкального искусства», золотой медалью Мирового Артийского комитета «Человек-легенда», правительственными грамотами Ростовской, Липецкой, Астраханской, Волгоградской, Тюменской областей, Краснодарского края и др. Дважды избиралась депутатом ВС КБАССР (1975-1980, 1980-1985). В 2005 г. учреждена некоммерческая организация «Благотворительный фонд им. Н. К. Гасташевой», основными задачами которой является оказание поддержки талантливым ученикам, студентам, преподавателям, деятелям науки, культуры и искусства. За заслуги в области искусства присуждена серебряная медаль CIDUNESCO (CID – Международный совет по танцам ЮНЕСКО, 2017). Является членом Международного совета по культуре при ЮНЕСКО (2017).

Тутов Заур Нажидович (1951, на фото) – певец. Родился в г. Нальчике. В 1968-1970 гг. учился на вокальном отделении Нальчикского музыкального училища.Тутов З. Н. В 1971-1973 гг. служил в армии. После демобилизации работал солистом Кабардино-Балкарской госфилармонии, с 1976 г. – солистом Московского мюзик-холла, затем – Росконцерта и Москонцерта. В 1986 г. окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных. В 1989-1992 гг. работал старшим преподавателем вокального класса Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В 2005-2008 гг. являлся министром культуры и информационных коммуникаций КБР, с 2008 г. – заместителем Постоянного представителя КБР при Президенте РФ в г. Москве, с 2010 г. – советником Главы администрации Президента КБР в г. Москве. Первое концертное выступление певца прошло в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Ю. Силантьева, затем последовали выступления с оркестрами под управлением А. Бадхина, А. Михайлова, М. Кажлаева, А. Петухова и оркестром русских народных инструментов под управлением М. Калинина. Репертуар разнообразен и включает западноевропейскую, русскую классику, народные и современные эстрадные песни («Вечная весна» Д. Тухманова, «Мелодия» А. Пахмутовой, «Прощание» А. Мажукова, «Гранада» Л. Лора, «Голос в ночи» Э. Куртиса, «Скажите, девушки» Р. Фальво и др.). Важное место в репертуаре певца занимают песни композиторов Кабардино-Балкарии В. Молова, Дж. Хаупы, З. Жирикова и др. («Ладонь для птиц», «Адыги» и др.).

Внёс значительный вклад в возрождение старинных кабардинских народных песен («Адиюх», «Дорога в Истамбул», «Бадиноко», «Уазы Мурат» и др.). Гастролировал по республикам бывшего СССР, а также в Бельгии, Германии, Индии, Израиле, Иордании, Италии, США, Турции и др. З. Тутов – лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни (II премия, 1973, Минск), Всероссийского конкурса «Красная гвоздика» (I премия, 1976, Сочи), Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1973, Берлин), телеконкурса «С песней по жизни», первой премии Ленинского комсомола КБАССР (1975), участник фестивалей в г. Зелена Гура (Польша, 1978), «Дечинский якорь» (Чехословакия, 1979). В 2008 г. его имя внесено в «Золотой Фонд Нации». За большие заслуги в области вокального искусства присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КБАССР» (1978), «Заслуженный артист РСФСР» (1982), «Народный артист КБР» (2000), «Народный артист КЧР», «Народный артист РА» (2005), «Народный артист РФ» (2011), «Народный артист РД» (2016). Удостоен высшей награды РА – медали «Слава Адыгеи» (2017).

Нахушев Черим Хачимович (1970, на фото) – певец. Родился в с. Заюково (КБР). В 1987 г. поступил в Нальчикское музыкальное училище,Нахушев Ч. Х. окончил вокальное отделение СКГИИ (класс Л. Кульбаевой). Выступает в разнообразном репертуаре (этническая музыка, народная песня, эстрадная песня, этно-поп). Для его творчества характерно сочетание в аранжировках адыгских традиционных инструментов и современных популярных инструментов. В исполнении певца записано более 250 песен (выпущены CD – альбомы, в том числе альбом «Five», 2008). В ряде композиций использует кавказские музыкальные инструменты (аккомпониаторы – Д. Гаспарян (армянский дудук), Т. Лосанов (гармоника), З. Евазов (шичапшина), А. Увыж (бжамий) и др.). Ч. Нахушев – дипломант первого Всероссийского открытого конкурса артистов эстрады в г. Санкт-Петербурге «Антре – 96», обладатель премии «Персона года» в КБР, победитель в номинации «Певец года», учрежденной газетой «Народы Кавказа» (2007). Его творчество известно не только на Северном Кавказе. За 25 лет творческой деятельности гастролировал по многим городам России, выступал с концертами в Иордании, Сирии, Турции, Израиле, Германии, Голландии, Арабских Эмиратах, Шотландии, Великобритании, США. За заслуги в области вокального искусства присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КБР» (2000), «Народный артист РИ» (2007), «Народный артист КЧР» (2007), «Народный артист КБР» (2008), «Народный артист РА».

Сокурова Ольга Хабаловна (1962, на фото) – певица. Родилась в г. Нарткале (КБР). В 1984 г. окончила вокальное отделение Нальчикского музыкального училища.Сокурова О. Х. В 1984-1998 гг. была солисткой хора Гостелерадио КБР. В концертный репертуар певицы вошли свыше 200 песен: «Моя надежда» (муз. А. Лиева, сл. А. Бетуганова), «И меня пожалей» (муз. А. Пахмутовой, сл. И. Гофф), «Мы эхо» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), «Кабарда» (муз. О. Сокуровой, сл. М. Беровой), «Голос Нальчика» (муз. В. Курашинова, сл. М. Залиханова), «Гордая прелесть осанки» («Испанское болеро» Чиара), а также песни на языках народов Северного Кавказа, Ближнего Востока, Турции (поет на 14 языках). В 1997 г. в г. Нальчике состоялся её первый сольный концерт. Успешно выступала в концертных залах Сирии, Иордании, Германии, Италии, Франции, Турции, США, Израиля. О. Сокурова – лауреат первой премии Адыгского песенного фестиваля (г. Майкоп, 1992), лауреат фестивалей в Греции (1997) и Ираке, обладатель высшей музыкальной награды Северо-Кавказской общественной академии творчества «Золотой микрофон». За заслуги в области вокального искусства присвоены почетные звания: «Заслуженный артист КЧР» (2001), «Заслуженный артист КБР» (2005), «Заслуженный артист РИ» (2006), «Народный артист КЧР» (2006), «Народный артист РИ» (2006), «Народный артист КБР» (2009), «Народный артист РА» (2010), «Заслуженный артист Республики Южная Осетия» (2011).

Карданов Хасан Якубович (1923-2019, на фото) – композитор. Родился в с. Чегем – 1 (ныне – город, КБР).Карданов Х. Я. В мае 1942 г. ушел на фронт, участвовал в боях за освобождение Кавказа, Украины, Польши, Чехословакии. День Победы встретил в Берлине. За боевые заслуги награжден орденами Отечественной войны II степени, Славы III степени, «Знак Почета», боевыми и юбилейными медалями. В 1954 г. с отличием окончил композиторский факультет Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Дипломной работой стала симфоническая картина «В родном краю». В 1954-1957 гг. работал в Доме народного творчества в г. Нальчике. В 1962-1968 гг. был председателем Правления Союза композиторов КБАССР, в 1967-1971 гг. – художественным руководителем хора Кабардино-Балкарского радио. С именем композитора связана целая эпоха становления и развития музыкальной культуры в Кабардино-Балкарии. Им написано более 400 произведений разного жанра, среди которых – первая национальная кабардинская опера «Мадина» (в соавторстве с М. Баловым), симфонические сочинения, музыкальные спектакли, песни (самые популярные «Кто ты – Мадина или Марина?», «Мой город Нальчик» и др.). Является автором музыки Государственного гимна КБР. Присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель искусств КБАССР», «Заслуженный деятель РСФСР» (1982), «Народный артист РСФСР» (1990). Лауреат Государственной премии КБР в области искусства (1974), лауреат премии Адыгского национального фонда «Амра» в номинации «За вклад в национальную культуру» (2008). За выдающийся вклад в развитие музыкального искусства удостоен высшей награды республики – ордена «За заслуги перед КБР» (2018). Музыкальное творчество композитора вошло в золотой фонд национальной культуры народов Кабардино-Балкарии.

Темирканов Юрий Хатуевич (1938, на фото) – дирижер. Родился в с. Зарагиж (КБР). В 1962 г. окончил Ленинградскую консерваторию.Темирканов Ю. Х. Занимаясь в классе альта, он одновременно посещал дирижерские классы И. А. Мусина и Н. С. Рабиновича. В 1965 г., окончив класс оперно-симфонического дирижирования, дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета в спектакле «Травиата» Дж. Верди. В 1966 г. стал лауреатом первой премии II Всесоюзного конкурса дирижеров в г. Москве. В 1968-1976 гг. возглавлял Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, в 1976-1988 гг. являлся художественным руководителем и главным дирижером Кировского (ныне Мариинского) театра оперы и балета. С коллективом театра неоднократно выезжал на гастроли во многие страны Европы, в Японию и США. В 1988 г. был избран главным дирижером и художественным руководителем Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Шостаковича. Выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами мира (Филадельфийским, «Концертгебау» (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским, Сан-Францисским, Санта-Чечилия), филармоническими оркестрами (Берлинским, Венским и др.). С 1979 г. стал главным приглашенным дирижером Филадельфийского и Лондонского Королевского оркестров, а в 1992 г. возглавил последний. С 1994 г. был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденской филармонии, с 1998 г. – симфонического оркестра Датского национального радио. После двадцати лет сотрудничества с Лондонским Королевским оркестром, он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул Почетного дирижера этого коллектива. В 2000 г. стал главным дирижером и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США). В 1990 г. совместно с «Соlumbia artists» маэстро осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения П. И. Чайковского. Был номинирован на премию Grammy за записи музыки С. Прокофьева к фильму «Александр Невский» (1996) и симфонии №7 Д. Шостаковича (1998). Ю. Темирканов – профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, почетный профессор многих зарубежных академий, в том числе почетный член Международной академии наук, промышленности, образования и искусства США. Регулярно проводит мастер-классы в Curtis Institute (Филадельфия), а также в Manhattan School of Music (Нью-Йорк), в Academia Chighana (Сиена, Италия). За выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства присвоены почетные звания: «Народный артист СССР» (1981), «Народный артист РСФСР» (1976), «Народный артист КБАССР» (1973), «Заслуженный артист РСФСР» (1971). Дважды лауреат Государственных премий СССР (1976, 1985), лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1971), лауреат Государственной премии РФ (2018). Награжден орденами Ленина (1983), «За заслуги перед Отечеством» I – IV степеней (1998), болгарским орденом «Святые Кирилл и Мефодий» (1998). За вклад в развитие взаимопонимания между народами посредством музыки всемирно известный дирижер награжден императорским орденом Восходящего Солнца III степени (2015, Япония). В настоящее время живет в г. Санкт-Петербурге. Активно занимается общественной и благотворительной деятельностью: является председателем Попечительского совета Международного фестиваля для детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!», учредителем Международного фонда культурных инициатив, премии Фонда Евгения Коробова в московском театре «Новая Опера».

Хавпачев Хажбекир Хабалович (1926-2000, на фото) – музыковед, музыкальный критик, писатель, публицист.Хавпачев Х. Х. Член Союза писателей СССР (1958) и Союза композиторов СССР (1960), председатель Союза композиторов КБР (1960-2000), член Правления, секретарь Союза композиторов РФ (1973-2000). Родился в с. Кенже (КБР). В 1942 г. работал в редакции газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария», редактором и диктором передачи на кабардинском языке «ХъыбарыщIэхэр» («Новости»), в 1943-1944 гг. – редактором «Новостей», в 1944-1945 гг. – цензором Главлита КБАССР, в 1945-1947 гг. – заведующим отделом культуры газеты «Къэбэрдей пэж» («Кабардинская правда»). В 1952 г. окончил оперно-режиссерский факультет Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1952-1986 гг. работал директором Кабардино-Балкарской госфилармонии. Является автором двух монографий («Къэбэрдей-Балъкъэрым и музыкэр» / «Музыка Кабардино-Балкарии» и «Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии»), многочисленных статей, опубликованных в республиканских и центральных периодических изданиях («Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь»). Известен и как автор сборников стихотворений («Насып вагъуэ» / «Звезда счастья», «Русскому другу») и рассказов («Фи пщэдджыжь фIыуэ!» / «С добрым утром!»), а также романов («Гъуэгущхьиблыр щызэхэкIым» / «На перекрестке семи дорог» и «ГущIэгъуншэ» / «Жестокость»). Написанные на его стихотворения лирические песни «Фаризат», «Си нэ дахэ» («Моя ясноглазая»), «Республика Кабардино-Балкария» и другие вошли в сокровищницу песенного творчества республики. За успешную работу награжден Почетной грамотой Президиума ВС КБАССР (1946), присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1957), «Народный писатель КБР» (1996), «Заслуженный деятель искусств КЧР» (1996), «Заслуженный деятель искусств РА» (1996), «Почетный деятель Союза композиторов РФ» (1996).