ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Кабардинцы (самоназвание адыги) – один из титульных народов Кабардино-Балкарской Республики (столица – г. Нальчик). Также живут в Иордании, Турции, Сирии, в странах Европы, Африки и Америки (где их называют «черкесами» или «адыгами»). Общая численность в мире – более 700 тыс., из них в РФ живут 516.826 чел. (2010).

По официальным данным Всесоюзных и Всероссийских переписей населения количество кабардинцев в Кабардино-Балкарии составило (в тыс. чел.): в 1926 г. – 122.402, 1939 г. – 152.327, 1959 г. – 190.284, 1970 г. – 264.675, 1979 г. – 303.604, 1989 г. – 363.494, 2002 г. – 498.702, 2010 г. – 490.453 чел. [22]. Анализ приведенных статистических данных показывает, что в период с 1926 по 1989 г. численность кабардинского населения республики постепенно увеличилась почти в два раза (на 241.092 чел.). При сравнении итогов переписей населения 1989 и 2002 гг. видно, что количество кабардинцев также выросло на 135.208 чел. Результаты последней Всероссийской переписи 2010 г. впервые показали миграционный отток из республики наиболее крупного субъектообразующего народа Кабардино-Балкарии, который за восемь лет составил 8.249 чел. Причиной стали социально-экономические проблемы: нехватка рабочих мест, низкая заработная плата и др.

Предки кабардинцев являются коренным населением Северного и Северно-Западного Кавказа. Вместе с адыгейцами и черкесами кабардинцы составляют единую этническую общность адыгов, административно разделенную на три части. В середине I тыс. до н. э. адыги, упоминаемые под именем «синды», имели свое государственное объединение на Таманском полуострове, позднее вошедшее в Боспорское государство. Формирование кабардинского народа и образование Кабарды завершились к XII – ХIV вв., когда часть адыгов переселилась в равнинные районы бассейна реки Терек. В 1552-1557 гг. между Кабардой и Россией сложились взаимовыгодные военно-политические отношения. Принятие кабардинцами русского подданства стало определенной формой протектората, не исключавшей фактической независимости адыгского княжества и внутренней самостоятельности. В 1561 г. династический брак русского царя Ивана IV с дочерью верховного кабардинского князья Темрюка Идарова Гошаней (Кученей, в крещении Мария, на фото 1Монумент Марии, установленный в 1957 г. в г. Нальчике в честь 400-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России – монумент Марии, установленный в 1957 г. в г. Нальчике в честь 400-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России) закрепил союзнические отношения Кабарды с Россией. По Белградскому мирному договору 1739 г. Кабарда была объявлена нейтральной зоной, но со второй половины XVIII в. началась военная колонизация Северного Кавказа Россией. В 1774 г. согласно статьи 3 Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией Кабарда вернулась в подданство России. Кабардинские князья пытались восстановить свою независимость под знаменем шариатского движения. Драматическим последствием длившейся сто один год Кавказской войны явилось махаджирство (массовый исход из родных мест), разбросавшее адыгов по всему миру. В период административных реформ 1860-х гг. Кабарда была включена в состав Терской области. В январе 1921 г. на правах самостоятельного национально-административного округа она вошла в Горскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ГАССР), а 1 сентября 1921 г. вышла из её состава и была образована Кабардинская Автономная Область. В январе 1922 г. в результате выделения Балкарского округа из ГАССР была создана Кабардино-Балкарская Автономная Область, преобразованная 5 декабря 1936 г. в Кабардино-Балкарскую АССР. В январе 1991 г. провозглашена Кабардино-Балкарская ССР, а 8 марта 1992 г. она переименована в Кабардино-Балкарскую Республику.

В годы Великой Отечественной войны тысячи представителей кабардинского народа сражались в рядах Советской армии. За мужество и героический подвиг Иванов Х. Т., Канкошев А. Т., Канукоев Н. Т., Карданов Кабард Л., Карданов Кубати Л., Масаев А. Я., Тамбиев В. Г., Яхогоев М. А. удостоены высокого звания Героя Советского Союза, многие награждены различными орденами и медалями СССР. Полным кавалером орденов Славы стал Мусов М. Ф.

За трудовые подвиги Абубекиров Н. Б., Альмов А. Т., Арамисов А. К., Архестов Х. К., Ахметов М. Х., Ахохов А. Х., Баков Н. М., Бгажноков Х. Г., Бирсов А. Х., Дадов Х. А., Емишев Г. Х., Калмыков Х. Т., Камбиев М. А., Кешоков А. П., Котепахов М. А., Панагов А. Ж., Паштова С. М., Тарчоков К. К., Тхакахов Б. Х., Хагажеев Дж. Т., Хажметов Х. Х., Шаов А. Т., Шогенов Т. Т. получили высокое звание Героя Социалистического Труда. Полными кавалерами орденов Трудовой Славы стали Амшокова Х. О., Катинов Х. Ж., Кипов Х. М., Темботов Л. Т., Шурдумова Л. М.

На современном этапе кабардинский народ четко осознает свое историческое единство с другими адыгскими народами. Созданы Международная Черкесская Ассоциация (МЧА) и Адыгская (Черкесская) Международная Академия Наук (АМАН). Ежегодно 25 апреля весь многомиллионный адыгский мир отмечает День национального флага, на зеленом поле которого изображены три скрещенные стрелы и двенадцать звезд (по числу основных черкесских этнических групп, на фото 2Адыгский флаг). Флаг стал символом единства всего адыгского (черкесского) народа. По свидетельству историков, он был утвержден на собрании объединенных черкесских субэтносов на реке Псахе около Сочи (в историографии это собрание известно под названием «Сочинский меджлис»). В День национального флага в местах компактного проживания адыгов – в Республиках Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия – проводятся конные переходы, автопробеги, танцевальные игрища (джэгу) и различные спортивные состязания. В этих республиках ежегодно 21 мая отмечают День памяти адыгов – жертв Кавказской войны, а также обсуждают различные проблемы народа. Официально он объявлен нерабочим днем. В городах Майкопе, Нальчике и Черкесске проходят траурные мероприятия: адыги совершают поминальную молитву (дуа), возлагают цветы к подножию памятника-мемориала жертвам войны и т.д. В 2014 г. в республике установлен новый праздник – День адыгов (черкесов), отмечаемый 20 сентября. Он олицетворяет весь исторический путь народа, который, несмотря на тяжелые испытания, сохранил свои национальные корни, язык, культуру и духовный потенциал. Сегодня адыги, живущие в разных уголках планеты, демонстрируют бережное отношение к своим национальным традициям, приверженность идеалам мира, добра и справедливости, вносят достойный вклад в развитие экономики, образования, культуры и спорта стран проживания.