1 июля 2022 года отдел научно – методической работы и библиотечных инноваций пригласил заведующих отделами и заведующих секторами стать участниками делового часа «Поддержка творческих возможностей пользователей: креативные идеи» и послушать лекцию «Современные модели библиотечного обслуживания населения».
Занятия проведены в рамках реализации Проекта ГНБ «Гарант профессионального успеха: повышение квалификации – 2022 год».
Заведующая отделом Ш.М. Тетуева сказала, что целью Проекта «Гарант профессионального успеха: повышение квалификации», инициированного отделом научно – методической работы и библиотечных инноваций и запущенного в 2014 году, является повышение уровня профессионального мастерства библиотекарей как решающего фактора улучшения библиотечного обслуживания населения республики и упрочнение престижа библиотеки как информационного, образовательного и культурного центра в условиях модернизации библиотечного дела. В его реализации участвуют не только методисты, но и главные специалисты других структурных подразделений ГНБ.
При разработке Проекта использован дифференцированный подход к повышению профессиональной компетенции библиотечных сотрудников в зависимости от их занимаемой должности:
Модуль I. Школа современного руководителя (зав. структурными подразделениями);
Модуль II. Школа библиотечного профессионала (ведущие и старшие библиотекари);
Модуль III. Школа начинающего библиотекаря;
Модуль IV. «Школа компьютерной грамотности».
Модераторы Проекта ежегодно планируют участие библиотечных работников республики в мероприятиях по повышению квалификации федерального уровня, проведение республиканских семинаров и конференций в ГНБ, занятий на Курсах повышения квалификации культпросветработников при Министерстве культуры КБР с двумя группами слушателей из муниципальных библиотек республики.
Кушнарева Е.В. — ведущий библиотекарь отдела научно – методической работы и библиотечных инноваций выступила с темой «Современные модели библиотечного обслуживания населения». Она сказала: «В настоящее время устанавливаются новые приоритеты деятельности библиотек, значительно меняются представления об их задачах и возможностях, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре. На первый план выходит роль библиотек как центров развития местного сообщества, т.е. площадок коммуникации. Библиотеки должны стать реально востребованы населением. Добиться этого, оставаясь библиотекой с традиционными функциями, невозможно. Библиотека уже сегодня принимает на себя роль центра интеллектуально-творческой жизни местных сообществ, объединяя в себе функции волонтёрского центра, общественной мастерской, лектория, кванториума , клубов по интересам и иных форм живого духовного взаимодействия. Говоря о новых моделях библиотечного обслуживания нельзя не учитывать, что все они, как и во все времена, ориентированы на удовлетворение потребностей современного пользователя.
При этом просто предлагать людям то, что они хотят, уже недостаточно, Преимущество получают те, кто помогает человеку лучше понять, чего же он хочет на самом деле. Придя в библиотеку, читатель воспользуется ее услугами и посетит мероприятие в случае, если библиотека будет соответствовать (в первую очередь) его представлениям о месте, которое даст ему возможность удовлетворить некие свои жизненные потребности.
Качество и набор библиотечных услуг должны быть такого уровня, чтобы ради них человек будет готов поступиться другими, альтернативными, возможностями (местами) удовлетворения этих потребностей».
Далее она сказала, что современные формы библиотечного обслуживания учитывают, что читатели – пользователи требуют к себе все более дифференцированного подхода:
— для людей пожилого и старшего возраста – организация рекреационных услуг, проведение досуга, создание условий для общения, психолого-социальной комфортной среды;
— для лиц среднего возраста – возможность повышения интеллектуального уровня, поиска работы;
— для молодежи приоритетным направлением является сотрудничество с учебными заведениями в целях профориентации старшеклассников, создание структур по работе с молодежью, привлечение волонтерства.
Присутствующие ознакомились с приоритетными группами моделей «обучающей» библиотеки; «семейной» библиотеки; «поддерживающей» библиотеки; «умной» библиотеки; «гостевой» библиотеки, их характеристикой, задачами в работе с каждой группой, содержанием деятельности, особенностями организации и оснащения, спецификой информационных ресурсов.
Трегуб Л.П., ведущий библиотекарь отдела научно – методической работы и библиотечных инноваций провела деловой час «Поддержка творческих возможностей пользователей: креативные идеи».
Она познакомила участников часа со способами развития креативности, предложенные консультантом, всемирно признанным экспертом Пэт Никерсон, которая обучила тайм-менеджменту тысячи менеджеров и руководителей и считает, что для развития креативности, необходимо: определить цели и намерения; вникнуть в суть тематики; испытывать любопытство; вырабатывать внутреннюю мотивацию; чувствовать уверенность и готовность рисковать; соревноваться с самим собой в мастерстве; избегать предрассудков в отношении креативности; искать возможности для открытий; уметь управлять своим поведением; изучать техники и стратегии для облегчения креативного процесса; не перебарщивать.
Далее лектор остановилась на новых формах работы современных библиотек: либмоб (блиц-опрос жителей населённого пункта «Как пройти в библиотеку»); библиотечный бульвар; читальные залы под открытым небом; «Библиотека на траве»; «Библиотечный дворик»; «open air» (оpen-air – на открытом воздухе), коворкинг (от англ. «совместно работающие», «сотрудничество»); демотека – отдел в библиотеке, где пользователи могут оставить свои собственные творческие работы («демос» в области музыки, литературы, фотографии, фильмов, графики); интеллектуариум — социально ориентированный проект, направленный на развитие малышей, их индивидуальных способностей и заботу об их эмоциональном здоровье; мастер-класс; квиз (quiz — опрос, викторина, телевикторина, проверка знаний); геокэшинг (geocaching от греческого gеo — земля и английского cache — тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры; библиокешинг — литературно – поисковая игра, где участникам предлагается найти тайники (книжные сокровища) с помощью карты, схемы, различных изданий; пресс-весы; библиотечный уик-энд; буктьюберы; флешбук; библиоперфоманс (от англ. performance – представление, спектакль) и др.
Выступающая обратила внимание аудитории на новые формы выставок: библиотечный квилт; выставка-импульс; экспресс-выставка; выставки, подготовленные при участии читателей (оформленные или дополненные читателями выставки), диалоговые выставки (выставка – размышление, выставка-предостережение, выставка «вопрос-ответ», выставка-отзыв, выставка-обсуждение, выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка-полемика); игровые выставки (выставка-викторина; выставка-кроссворд; выставка-чайнворд; выставка-загадка; выставка-провокация; выставка-конкурс); интерактивные выставки (диалоговые выставки, выставки-исследования).
Свое выступление лектор закончила словами: «На креативном библиотечном мероприятии нужно не наполнить участников информацией, а зажечь их как факел! Чтобы после него они вновь захотели провести свое время в стенах библиотеки».
Информационным сопровождением мероприятия стали видеоряды «Поддержка творческих возможностей пользователей: креативные идеи» и «Современные модели библиотечного обслуживания населения».
Большой профессиональный интерес у присутствующих вызвала книжная выставка «Профессиональные новинки».