Виртуальные выставки из цикла «Книги на все времена» расскажут читателям о вечных проблемах, волновавших человечество. Это книги Фаулза и Стендаля, Ремарка и Достоевского, Островского и Грина. Одним словом, все самое лучшее, созданное писателями разных столетий. Есть произведения, которые не знают границ — ни временных, ни географических. Их читали и любили во всем мире – и в эпоху их первой публикации и многие годы спустя. Популярны они и сейчас!
Алан Александр Милн «Столик у оркестра и все-все-все»
Алан Александр Милн родился в Лондоне 18 января 1882 года. Учился в начальной школе, которой руководил его отец, а одним из его учителей был Герберт Уэллс. Продолжил образование в Королевском колледже в Вестминстере – один из самых прославленных в Великобритании. В Кембридже он был редактором студенческого журнала, для которого он писал небольшие статьи. Его публикации были замечены и Милну предложили писать для «Панча» — самого популярного юмористического журнала.
Во время Первой мировой войны был призван в Британскую Королевскую армию, сражался на территории Франции. В 1920 году родился его сын Кристофер – тот самый, для которого он сочинил потом самую свою знаменитую книгу о плюшевом медвежонке Винни – Пухе. Алан Милн обрел всемирную славу как автор «Винни — Пуха», однако его пиру принадлежат не только стихи и рассказы для детей. За свою жизнь он писал 18 пьес и 3 романа. Его пьесы с успехом становились на профессиональной сцене Лондона. Созданные им романы и рассказы, вошли в золотой фонд английский литературы и переведены на многие языки.
Предлагаем вашему вниманию сборник, в который вошли наиболее известные рассказы этого замечательного английского писателя.
Герман Гессе «Степной волк»
Герман Гессе – одна из вершин мировой литературы 20 века. Он был смелым экспериментатором, создателем новой, насыщенной философскими проблемами прозы двадцатого века. Простота и загадочность Гессе загадочны, в них не только эстетический, но и нравственный смысл. Не то, чтобы Гессе умел выражать сложное просто. Сам Гессе оспорил однажды афоризм своего коллеги, утверждавшего, что задача поэта состоит в том, чтобы о значительном говорить просто: он возразил, что не верит в границу между предметами значительными и простыми. От читателя Гессе ждет только одного – погружения в содержательность его простоты. «Степной волк» делится на «Предисловие издателя», «Записки Гарри Галлера», «Трактат о Степном волке» и «Магический театр». Автор будто приучает читателя к особому восприятию жизни: самим построением романа он пытается доказать возможность бесконечной смены перспектив. Любители интеллектуального бестселлера по достоинству оценят роман талантливого немецкого писателя с мировой известностью.
Андрей Битов «Человек в пейзаже»
Андрей Битов. 2017-й – год 80- летнего юбилея российского писателя Андрея Битова. Не так много людей, которые не просто написали хорошие книги, а что — то сделали в литературе. А вот он сделал. Нельзя еще точно определить что именно. Он не просто ввел какой – то прием, а расширил лексику. Битов открыл новую область исследования, при этом обнаружив абсолютный уровень в слове. Но главное, Андрей Битов – умный человек. Его произведения изучаются в высших учебных заведениях, включены в рекомендательные списки для чтения школьников. Его проза, не говоря о публицистике, настолько насыщена мыслями, тончайшими психологическими наблюдениями. И все же, Андрей Битов остается элитарным писателем, он абсолютная величина, пример сочетания таланта и нравственности.
Фаулз Джон «Волхв».Джон Фаулз – один из наиболее выдающихся (и заслуженно популярных) британских писателей 20 века, современный классик главного калибра, автор всемирных бестселлеров «Коллекционер» и «Любовница французского лейтенанта».«Волхв» долго служил Фаулзу своего рода визитной карточкой. В этом романе на затерянном греческом острове загадочный «маг» ставит жестокие психологические опыты на людях, подвергая их пытке страстью и небытием. Реалистическая традиция сочетается в книге с элементами мистики и детектива.
Роберт Джеймс Уоллер «Мосты округа Мэдисон». Эта книга – крупнейший литературный феномен Америки, который находился в списке бестселлеров самых популярных газет страны более 90 недель. По праву стал безоговорочным победителем премии ЭББИ. Только в США первый тираж романа тогда никому не известного автора, профессора из Айовы, составил 7 миллионов экземпляров. «Мосты округа Мэдисон » — это роман, который пишут только раз в жизни, роман о любви и потере.
Джованни Боккаччо «Декамерон». Джованни Боккаччо (1313 — 1375) – итальянский писатель — гуманист эпохи Возрождения. Вершиной его творчества стал «Декамерон» («Десятидневник»)- книга ста новелл, созданная Боккаччо в 1350 – 1353 годах, а увидевшая свет только в 1471-м. С тех пор оригинальное и увлекательное произведение входит в число самых ярких произведений мировой литературы. Художественное изящество новелл, гуманистическая трактовка порой уже известных сюжетов, объединенных общей структурой произведения, широта мировоззрения автора, его открытость радостям жизни – все это делает «Декамерон» произведением неувядающим. Здесь и яркие картины повседневной жизни итальянского общества, и предания, и легенды, сюжеты «чужеземного» происхождения, перенесенные на итальянскую почву.
И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок». Илья Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг, 1897 — 19377) и Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев, 1903-1942), поняв, что потенциальное содержание образа хитроумного жулика Остапа Бендера не исчерпано в «Двенадцати стульях», взялись за создание романа «Золотой теленок». Искрометный юмор, изобретательность в создании неожиданных комических ситуаций, легкий разговорный язык и другие эстетические достоинства дилогии не оставят равнодушным ни одного читателя. Как признавались авторы, их не раз спрашивали о том, как им пишется вдвоем. Вот, что они отвечали: «Писать вдвоем было не вдвое легче, как могло показаться в результате простого арифметического сложения, а в десять раз труднее. Это было не простое сложение сил, а непрерывная борьба двух сил, борьба изнурительная и в то же время плодотворная. Мы отдавали друг другу весь свой жизненный опыт, свой литературный вкус, весь запас мыслей и наблюдений. Но отдавали с борьбой. В этой борьбе жизненный опыт подвергался сомнению. Литературный вкус иногда осмеивался… Со временем мы стали все чаще ловить себя на мысли, что произносим одно и то же слово одновременно… Так выработался единый литературный стиль и единый литературный вкус. Это было полное духовное слияние ».
Владимир Набоков «Приглашение на казнь».В. Набоков выступает в литературе 20 века как крупнейший представитель крайне немногочисленного сообщества писателей – космополитов. Читая Набокова, думая о нем, всегда вспоминаются слова из фолкнеровского «Света в августе» — сказанные о человеке, о литературном герое совершенно иного склада. Они с неожиданной точностью характеризуют автора «Приглашения на казнь»: «бездомностью от него так и веяло, словно не было у него ни города, ни городка родного, ни улицы, ни камня, ни клочка земли. И сознания этого он нес, как знамя, с выражением независимым, жестоким, чуть ли не гордым». Словом, книги Набокова – это, увлекательнейшие приключения письма. Открывая любую его книгу, прочитав самые первые строки, убеждаешься, что набоковскому стилю чужда малейшая банальность, малейшая приблизительность. Высокую достоверность обретают под его пером и неуловимые человеческие переживания, и самый заурядный быт. Умение передавать художественную форму любым человеческим переживаниям, проблемам ставит Набокова в круг наиболее изощренных мастеров слова.
Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков». Рэй Брэдбери (1920 — 2012) – великий мастер пера, классик мировой литературы и легенда фантастики. Его книги уже более полувека увлеченно читают миллионы людей во всем мире. Брэдбери намного больше, чем писатель – фантаст – его творчество можно отнести к «высокой», внежанровой литературе. Известнейшие романы, рассказы и повести, яркие и искренние, принесли Рэю Брэдбери славу не только придумщика удивительных историй, но и философа, мыслителя, психолога.«Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери – классическое произведение из золотого фонда мировой литературы. Это одна из книг, которые хочется перечитывать вновь и вновь.
Хулио Кортасар «Дивертисмент». Удивительным писателем был Кортасар! После его смерти прошло уже 22 года, а к читателям почти каждый год приходят никогда не издававшиеся прежде кортасаровские произведения – рассказы, пьесы, стихи, эссе, — оставшиеся в его архиве. Целое собрание сочинений были отвергнуты чрезвычайно требовательным к себе писателем. Им грозила участь кануть в небытие. Два романа, включенные в этот том, тоже пришли «из небытия». Они были созданы во второй половине 40-х годов в Буэнос-Айресе, до отъезда во Францию. Два его романа «Дивертисмент» и «Экзамен» не были опубликованы при жизни писателя, но в них уже ощущается рука зрелого мастера, будущего создателя таких шедевров как «Выигрыш», «Игра в классики»… Романы Кортасара имеют и навсегда сохранят свои тайны – и в этом залог длительной жизни его произведений!
Карло Гоцци «Король – олень.»Произведения итальянского драматурга – сказочника Карло Гоцци насыщены захватывающим действием, носят праздничный, карнавальный характер. Прогрессивное содержание, «строгая мораль» и «сильные страсти» принесли сказкам Карло Гоцци всемирную популярность. Гоцци сумел вложить в свои театральные сказки очень многое, вплоть до религиозных и моральных чувств. Окружающая реальность вошла в чудесный мир сказок Гоцци, стала там предметом сатиры, пародии и эпиграммы. Гоцци для театра 18 века был примерно тем, чем стал Уолт Дисней для современного кинематографа; его природа очеловечивается и оживает с полнейшей свободой в бескрайних гиперболах и аллегориях.
Герберт Уэллс «Машина времени. Человек – невидимка. Остров доктора Моро. Война миров».Уэллс успел удивительно много. Он умер за месяц до своего восьмидесятилетия и жизнь прожил на редкость активную и насыщенную. Он написал сто десять книг и объехал весь белый свет. О характере его таланта столько спорили, так как он обладал одним из качеств всякого таланта – своеобразием. Среди его произведений мы найдем и политические трактаты, и работы по биологии, учебники и статьи по философии и социологии, большой цикл педагогических и исторических сочинений, и целый спектр произведений художественных – от романтической новеллы до романа. И от научной фантастики, до романов — трактатов. Уэллс не был бы Уэллсом без стремления охватить. Выразить, переделать мир!Творчество Г. Уэллса вызывало в России большой интерес, и он сам поддерживал многочисленные связи с русскими писателями, учеными, политическими и общественными деятелями. Уэллс встречался с М. Горьким, А. Толстым, К. Чуковским, академиком И.П. Павловым, А. В. Луначарским и другими известными людьми России. Он является одним из наиболее широко публиковавшихся в нашей стране зарубежных писателей, причем основные его произведения переводились многократно.«Он всегда боролся против старого мира»- так писала о нем английская газета «Дейли Уокер». В истории Англии, Уэллс остался как прогрессивный общественный деятель, а в истории литературы 20 века – как великий фантаст.
Рэй Брэдбери «Лето, прощай».Все прекрасно знают творчество Рэя Брэдбери и его знаменитый роман «Вино из одуванчиков». Этот роман является классическим произведением, вошедшим в золотой фонд мировой литературы. А его продолжения пришлось ждать полвека! Свое начало роман «Лето, прощай» берет все в том 1957 году, когда представленное в издательство «Вино из одуванчиков» показалось редактору слишком длинным. Его попросили убрать заключительную часть. Пятьдесят лет этот «хвост» жил своей жизнью, развивался и переписывался, пока не вырос в полноценный роман, который вы имеете возможность сегодня прочитать.
Сергей Довлатов «Встретились, поговорили». Сергей Довлатов – русский прозаик из США, родился 3 сентября 1941 года в семье эвакуированных в Уфу актеров, до 27 августа 1978 года, безумно жил и безутешно писал в Ленинграде. Умер 27 сентября 1990 года в городе Нью – Йорке.Еще в бытность свою в Ленинграде Сергей Довлатов признался как-то, что для него вполне обыденная фраза Марка Твена – «Я остановился поболтать с Гекльберри Финном» — полна очарования. Он даже собирался сделать эту фразу названием какой — нибудь из его книги. Да он и сам склонен остановиться и поболтать едва ли ни с каждым, кто к этому готов. Ко всем неразрешимым противоречиям жизни Сергей Довлатов относится весело. Неудивительно, что в конце второго тысячелетия, в годы крушения незыблемых идеологических доктрин, проза Довлатова оказала столь популярной. Снисходительное отношение к человеческим слабостям – при заниженном уровне авторской самооценки — сообщает прозе Довлатова и обаяние, и остроту. Их горькие истоки поразительны: «…Может быть, последней умирает в человеке – низость». Проза Довлатова является доказательством того превосходного в своей осязаемости факта, что искусство совсем не глобально, оно – в природе маленьких вещей. Любая драматическая ситуация освещена в его прозе «улыбкой разума». Довлатов при жизни выпускал только такие книги, которые можно прочитать в один присест.