Томас Манн (1875-1955)
В этом году исполняется 145 лет со дня рождения Томаса Манна — известного немецкого писателя, эссеиста, лауреата Нобелевской премии по литературе. Среди крупнейших западноевропейских писателей XX в. Томас Манн занимает одно из первых мест. Великий национальный художник, тесно связанный с социально-политическим развитием Германии на рубеже двух столетий, вобравший в себя все богатство европейской культуры первой половины XX в., он в то же время пережил и выразил в своем творчестве кризис философской мысли и литературы эпохи империализма.
Пауль Томас Манн родился 6 июня 1875 г. в Любеке. В 16-летнем возрасте Томас оказывается в Мюнхене: туда семья переезжает после смерти отца — купца и городского сенатора. В этом городе ему предстоит жить до 1933 г.
Окончив школу, Томас устраивается в страховую компанию и занимается журналистикой, намереваясь последовать примеру брата Генриха, в ту пору начинающего писателя. На протяжении 1898-1899 гг. Т. Манн редактирует сатирический журнал «Симплициссимус». К этому времени относится первая публикация — сборник рассказов «Маленький господин Фридеман». Первый роман – «Будденброки», повествующий о судьбе купеческой династии и носивший автобиографический характер, — сделал Манна знаменитым писателем.
В 1905 г. в личной жизни Манна происходит важное событие — женитьба на Кате Прингсхайм, знатной еврейке, дочери профессора математики, которая стала матерью его шестерых детей. Такая партия позволила писателю стать вхожим в общество представителей крупной буржуазии, что содействовало усилению консервативности его политических взглядов.
Т. Манн поддерживал Первую мировую войну, осуждал общественные реформы и пацифизм, переживая в это время серьезный духовный кризис. Огромная разница в убеждениях стала причиной разрыва с Генрихом, и только переход Томаса на позиции демократии сделал возможным примирение. В 1924 г. увидел свет роман «Волшебная гора», принесший Т. Манну мировую славу. В 1929 г. он благодаря «Будденброкам» становится лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Следующий за награждением период биографии Томаса Манна отмечен увеличением роли политики в его жизни и в творчестве в частности. Писатель и его супруга не вернулись в нацистскую Германию из Швейцарии, когда в 1933 г. Гитлер приходит к власти. Поселившись невдалеке от Цюриха, они много времени проводят в путешествиях. Власти Германии предпринимали попытки вернуть именитого писателя в страну, а в ответ на его категорический отказ лишили немецкого гражданства, отняли почетную докторскую степень Боннского университета. Став сначала подданным Чехословакии, Манн эмигрировал в 1938 г. в США, где на протяжении трех лет преподавал в Принстонском университете гуманитарные дисциплины, консультировал Библиотеку конгресса по вопросам немецкой литературы. На протяжении 1941-1952 гг. его жизненный путь связан с Калифорнией.
После окончания Второй мировой войны жизнь в США осложнилась тем, что в адрес увлекающегося идеями социализма Т. Манна звучат обвинения в пособничестве Советскому Союзу. В Восточной и Западной Германии его встречают чрезвычайно радушно, однако писатель принимает решение на превратившуюся в два лагеря родину не возвращаться. В 1949 г. от лица обеих Германий ему была вручена премия Гете (кроме того, Манна наградили почетными степенями Кембриджский и Оксфордский университеты).
Наиболее значимыми художественными произведениями этого периода являются роман «Доктор Фаустус» и тетралогия «Иосиф и его братья», над которой он работал больше десяти лет. Последний роман, «Приключения авантюриста Феликса Круля», остался недописанным.
Летом 1952 г. Т. Манн с семьей приехал в Швейцарию и жил там до смерти в 1955 году.
Томас Манн — мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл русских романистов Льва Толстого и Фёдора Достоевского; подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы XIX века. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX. Они смелы и ведут к глубоким философским обобщениям.
Ранние новеллы
Центральная тема ранней новеллистики Т. Манна — конфликт человека с окружающим его буржуазным обществом. Герои новелл — созерцатели, почти не имеющие контакта с внешним миром. Писатель ничего, или почти ничего, не говорит об их профессии, состоянии, практической деятельности, к которой они не питают никакого интереса.
«Будденброки»
Роман «Будденброки», опубликованный в 1901 г., ознаменовал новую фазу в творческом развитии Томаса Манна. В его основе много автобиографического. Писатель тщательно изучал фамильные бумаги, знакомился с деловой перепиской отца и деда, вникал в детали домашнего уклада своих предков. Личные воспоминания Манна образуют основную канву романа, что придает ему еще большую конкретность.
Семейная хроника Будденброков представляет собой эпическое повествование о расцвете и деградации некогда могущественной верхушки немецкой торговой буржуазии. В этом отношении писатель, с одной стороны, продолжает традиции немецкой реалистической прозы 70-х годов прошлого века, с другой стороны, предваряет появление западноевропейского социального романа-хроники XX в.
Томас Манн начинает историю семьи Будденброков с середины XIX в. и прослеживает ее судьбы на протяжении трех поколений.
Великий роман «Будденброки» стал классикой современной литературы и его популярность неуклонно растет. В 1929 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе за его способность примирить «поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к простой жизни». Судьба семьи Будденброков представляет собой историю постепенного спада и разложения. «Упадок одного семейства» – таков подзаголовок романа. Падение Будденброков процесс не непрерывный. Периоды застоя сменяются периодами нового подъёма, но всё же в целом семья постепенно слабеет и гибнет. Эта замечательная семейная хроника, созданная Манном в юношеские годы, была принята с таким единодушным одобрением, что некоторые критики по-прежнему считают роман наилучшей работой писателя.
Роман «Будденброки» имел громадное значение для всего дальнейшего развития проблематики творчества Томаса Манна. В нем, как в фокусе, собраны те жизненно важные для Манна проблемы, которые он затем станет разрабатывать в новеллах о художниках и в романе «Волшебная гора». Так, образ музыканта, эстета Ганно — первое звено в длинной цепи манновских художников, утонченных натур, болезненно переживающих трагедию одиночества в буржуазном мире.
«Волшебная гора»
В 1924 году вышло в свет новое крупное и успешное произведение Томаса Манна — «Волшебная гора». Это также одно из наиболее сложных произведений немецкой литературы XX в. По сюжету романа главный герой, Ганс Касторп, приезжает на высокогорный курорт для больных туберкулёзом, навестить своего кузена. Выясняется, что и он тоже больной. И мир на горе завораживает его своей интеллектуальной жизнью, где царит собственная философия. Таким образом, его пребывание на курорте затягивается на несколько лет. Касторп развивает свою философскую мысль, откидывая фрейдизм, упадок и смерть, сам при этом становясь центром духовности.
«Лотта в Веймаре»
В годы эмиграции выходит роман «Лотта в Веймаре» (1939). Эта книга завершает многолетние раздумья Томаса Манна об историческом значении творчества Гёте, которые нашли свое отражение в статьях «Гёте как представитель бюргерской эпохи», «Гёте и Толстой», в этюде «О «Вертере». «Лотта в Веймаре» написана в жанре романа-биографии, в традициях гётевской прозы, отсюда ее несколько старомодный стиль, напоминающий философские главы «Вильгельма Мейстера». Сюжетная канва заключается в одном эпизоде — приезде в Веймар Шарлотты Кестнер, урожденной Буфф, которая в молодости послужила Гёте прототипом для Лотты — героини романа «Вертер».
Оригинальность композиции заключается в том, что Лотта выступает и как героиня романа «Вертер», и как живой человек, героиня романа Т. Манна. В этом слиянии правды и вымысла заключается обаяние книги. В то же время эту книгу можно с полным правом назвать историческим романом, так как в ней с большой художественной правдивостью воссоздана атмосфера Германии эпохи наполеоновских войн.
Роман «Лотта в Веймаре» представляет большой интерес еще и тем, что в нем писатель впервые отказывается от идеализации бюргерской Германии XVIII в. Если в предыдущих работах он представлял Гёте как носителя света и разума, исходящих именно из этого общества, то теперь Гёте изображен в непримиримых противоречиях с немецкой буржуазией его времени.
В этом смысле «Лотта в Веймаре» — новый этап в творческом развитии Манна, этап, который нашел свое завершение в романе «Доктор Фаустус».
«Доктор Фаустус»
К итоговому произведению своей художественной деятельности Томас Манн пришёл в 1947 г. Это «Доктор Фаустус». Жизнь немецкого композитора, рассказанная его другом, — величайшее реалистическое произведение писателя, плод его многолетних раздумий.
В обширной статье «История доктора Фаустуса. Роман одного романа» (1949) Манн постепенно, шаг за шагом, вводит нас в свою творческую лабораторию. Он прямо заявляет, что восстанавливает «историю «Фаустуса» в нерасторжимой связи с натиском и сумятицей внешних событий, которая выпала ей в удел». Томас Манн дает в этой статье календарную хронику событий, которые составляют исторический фон романа.
Замысел романа, как об этом пишет сам автор, продиктован желанием «написать книгу о Германии, о ее прошлом и будущем». Манн неоднократно подчеркивает, что в его роман внесено много документального: мемуары Игоря Стравинского, встречи и беседы с композитором Шенбергом, привнесение в биографию героя целого ряда моментов из жизни Ницше и многое другое. Следуя своей обычной композиционной манере, писатель создает два плана романа: реалистический и символический.
В романе передается трагическая история «грешного» музыканта, гениального композитора Адриана Леверкюна, осознавшего антигуманность своего искусства, оторванного от народа, опустошенного, несущего болезнь и смерть всем, кто к нему приобщится.
Поставив в центре романа трагедию музыканта, пришедшего к убеждению, что его музыка служит лишь извращенным эстетическим вкусам избранного меньшинства, писатель расширяет проблему кризиса музыки до пределов кризиса всего буржуазного искусства.
Чтобы придать трагической судьбе своего героя философский характер, Томас Манн вводит в реалистическую ткань романа старинную легенду о купле-продаже души. Так совершается переход в план символический.
Литература о творчестве Томаса Манна.
Монография Дирзен, И. «Эпическое искусство Томаса Манна. Мировоззрение и жизнь» издана в Москве в 1985 году. В своей работе известный литературовед , профессор Берлинского университета исследует эпическое творчество крупнейшего немецкого писателя Томаса Манна. Автор анализирует наиболее значительные его произведения, прослеживает эволюцию взглядов писателя в неразрывной связи с важнейшими историческими событиями эпохи. Творчество Томаса Манна относится к классическим областям германистики. Автобиографическое, пережитое в собственной жизни и почерпнутое из рассказов о жизни других всегда было плодотворным источником искусства писателя. Вместе с тем эта живая действительность предстаёт в его произведениях в настолько эстетизированной форме, что многое кажется существующим только в мире художественной фантазии и с трудом соотносится с породившей его реальностью.
Основная мысль данной монографии автора – раскрытие того момента художественного творчества, который сам Томас Манн называл «субъективным углублением отражаемой действительности». Именно в этом сливаются и выявляются и личный жизненный опыт, и философия, и общественная позиция, и эстетические принципы, и художественный дар писателя. Как раз в этом «субъективном углублении» и состоит вклад Томаса Манна в духовную сокровищницу человечества.
Стихия эпического искусства и неосознанно желаемая художественная форма открылись писателю тогда, когда он обратился к романам русских писателей – Гончарова, Тургенева, Л.Н.Толстого.
Работа Апт, С.К. «Над страницами Томаса Манна», выпущенная в Москве в 1980 году, создавалась в течение более десяти лет. Это девять очерков, в которых критик всесторонне исследует язык и стиль романов немецкого писателя, их композицию, ключевые фигуры, уроки жизни художника, его связь с Львом Толстым, актуальность произведений Томаса Манна в наши дни.
Первый и последний очерки повествуют об общих вопросах творчества писателя и служат как бы прологом и эпилогом книги. Здесь мы находим такие факты из биографии , как выступление в Мюнхенском университете в феврале 1933 года с докладом о Вагнере, которое было последним перед эмиграцией выступлением писателя на родине. В нем он осудил участившиеся в предфашистской Германии попытки толковать националистические «жесты» Вагнера в современном смысле. Также много материала ,касающегося событий , предшествовавших созданию известных романов писателя.
Остальные очерки посвящены отдельным вопросам его творчества или же отдельным произведениям Томаса Манна.
Леонова, Е.А. в своей книге «Немецкая литература 20 века. Германия, Австрия», изданной в Москве в 2010 году даёт краткий, но детальный анализ новелл и основных романов писателя.
У Томаса Манна ощущение истории своего времени было ощущением упадка, конца бюргерской эпохи. Как первый роман «Будденброки»- «история гибели одного семейства», так и последний «Доктор Фаустус», писатель назовёт « романом конца». Нравственная и физическая смерть – почти непременный атрибут Т.Манна, а одну из своих ранних новелл он так и назвал: «Смерть»(1897). Исключением является лишь роман «Волшебная гора», в котором биография главного героя выходит за сюжетные рамки произведения и, его смерть не показана, хотя атмосфера книги буквально пропитана болезнью и смертью.
«Я свято верю, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество, и без этой веры я отказался бы от всякого творчества» — говорит писатель.
Его новеллы раннего периода сходны по многим параметрам. Их герои, как правило, — люди одинокие, отчуждённые от общества, терпящие крах в своём стремлении преодолеть это отчуждение и обрести счастье. Бессмысленной оказалась жизнь героя новеллы «Маленький господин Фридеман», жизнь, которую «горбатый человечек» сумел сотворить и которую нежно любил: игра на скрипке, чтение, посещение концертов, прогулки в пригородном саду. Всё разрушила его мучительная страсть к Герде фон Риннлинген, красивой и эксцентричной особе. Презрительно ею отвергнутый, господин Фридеман кончает жизнь самоубийством. Трагический финал истории достаточно закономерен: для слабого, «не такого, как все», счастье невозможно. Тщетными оказались надежды на счастливую жизнь в уединении главного персонажа «Паяца»: он вдруг обнаруживает в себе полную опустошённость, ощущает бессмысленность дальнейшего существования. Не менее одинок и несчастен и адвокат Якоби, герой новеллы «Луизхен».
Одиночество манновских героев в большей степени обусловлено уродством, болезнями, предрасположенностью к психическим заболеваниям.
Среди новелл начала 20 века есть произведения поистине замечательные. К их числу прежде всего относятся: «Тристан», «Тонио Крегер» и «Смерть в Венеции». А вот чем они замечательны, вы сможете узнать, прочитав книгу новелл Томаса Манна.